Суд встал на сторону свободы слова

Почему с дела о разводе Ротенбергов сняли гриф секретности

Аркадий Ротенберг не смог сохранить в тайне свою личную жизнь: британская пресса получила право публиковать информацию о судебном споре между российским бизнесменом и его бывшей женой Натальей. Верховный суд страны снял с процесса гриф секретности.

Бизнесмен Аркадий Ротенберг

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Газета The Times добивалась этого с 2016 года. Издание оспорило решение нижестоящей инстанции, которая ранее наложила запрет на разглашение данных о семье Ротенберга.

История началась несколько лет назад, после развода пары.

Аркадий и Наталья Ротенберг расторгли брак в 2013 году. Супруга пыталась оспорить условия развода, рассчитывая на половину имущества, но безуспешно. Спустя два года госпожа Ротенберг, которая на тот момент уже несколько лет проживала в графстве Суррей, обратилась в английский суд. Она хотела получить от экс-супруга финансовую компенсацию. Процесс завершился спустя год.

Как раз детали этого разбирательства, как сообщила The Times, и были засекречены. В материалах дела даже не указывались полные имена его фигурантов. По данным издания, адвокатам россиянина удалось убедить суд, что разглашение информации может навредить его родным — например, на них могут напасть или даже похитить. В итоге СМИ не могли упоминать даже о том, что госпожа Ротенберг живет в Англии.

В Великобритании многие поддержали упорство газеты The Times, сообщил собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Лондоне Андрей Остальский:

«Газета пишет, что это дело принципа — нельзя допускать, чтобы состоятельные люди пользовались привилегиями. И на сайте газеты, и в других средствах массовой информации подавляющее большинство высказавшихся поддерживает позицию газеты, потому что она, с их точки зрения, заступается за свободу слова. Газета напоминает, что господин Ротенберг находится под международными санкциями, и что теоретически санкции могли быть и нарушены в связи с разделом имущества».

Детали соглашения между Аркадием и Натальей Ротенберг остаются неизвестными. Сама экс-супруга признавалась российскому изданию The Bell, что не получила от бывшего мужа долей в бизнесе. По ее словам, ей досталось лишь недвижимое и другое имущество. The Times предполагает, что речь идет об особняке в графстве Суррей и квартире в Лондоне, стоимость которых может превышать 40 млн фунтов.

Именно из-за чрезмерной открытости госпожи Ротенберг суд в итоге отказался от излишней секретности, говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K. Эдуард Савуляк:

«Человек, как и в России, может попросить: я хочу, чтобы было дело закрыто. И в Великобритании такая возможность есть. Почему английский суд пошел по этому пути? Да, действительно, деньги достаточно большие даже для англичан. Видимо, нежелательное внимание преступных элементов может быть привлечено. По истечении времени оказалось, что несколько надуманные, видимо, были эти страхи. Она сама в социальных сетях не скрывает, что в Великобритании живет, кто угодно с этим может ознакомиться. Вот именно на это внимание суда обратили. Суд счел такое замечание достаточно адекватным».

По словам юриста, у Аркадия Ротенберга есть возможность оспорить решение суда о праве СМИ на разглашение информации о его личной жизни. Но российский бизнесмен вряд ли будет подавать новую апелляцию, чтобы не привлекать к своим зарубежным активам лишнего внимания.

Фотогалерея

Самые дорогие разводы

Смотреть

Никита Павлюк-Павлюченко

Вся лента