Продлевать не будут
Почему клиенты разочаровываются в полисах ИСЖ
Состоятельные россияне разочаровались в инвестиционном страховании жизни: подобные полисы не стали продлевать 75% клиентов профильной компании Сбербанка, сообщает газета «Ведомости». Выплаты первым покупателям начались в прошлом году — около 400 клиентов получили 217 млн рублей, на дополнительный инвестиционный доход пришлось лишь 15% от этой суммы. По данным издания, у других участников рынка похожая статистика продления договоров. Почему держатели полисов не хотят их продлевать?
Пик спроса на полисы инвестиционного страхования жизни пришелся на 2015 год.
Полис ИСЖ состоит из двух частей — страховой и инвестиционной. Первая тратится на классические продукты — на эту сумму клиент может защититься от риска смерти или несчастного случая. Инвестиционную часть страховщик вкладывает в различные финансовые инструменты. Полученный доход он делит с клиентом. Отдача от таких вложений не гарантируется, она зависит от динамики выбранного базового актива — например, это может быть индекс РТС, курс доллара, цены на золото или нефть. Страховщик может гарантировать клиенту только возврат внесенных денег, а не дополнительный доход. Обычный срок действия полиса инвестиционного страхования жизни — три-пять лет.
Ранее Центробанк предупреждал: доходность полисов инвестиционного страхования жизни может не оправдать ожиданий клиентов. Регулятор даже собирался проверить компании, которые предлагают этот финансовый продукт.
Гендиректор компании «Персональный советник» Наталья Смирнова считает, что проблема — в низкой доходности инструмента:
«Полисы пятилетней давности попали на те самые годы, когда у нас был кризис. Они получали доходность существенно ниже, чем изначально презентовался клиентам этот инструмент пять лет назад. В 2014 году появились депозиты под 18-20%, и они сравнивают, что если бы они не вкладывались в инвестиционное страхование жизни, они могли бы на депозитах за эти же пять лет заработать гораздо больше. И более того, я думаю, имел место мисселинг, когда инвестиционное страхование жизни продавалось почти как депозит, только более доходный инструмент. История примерно похожа на ПИФы в 2008, когда их продавали почти как депозит, только доходнее, а потом случился кризис 2008 года, и народ до сих пор испытывает аллергию на этот продукт».
По оценкам Аналитического кредитного рейтингового агентства, банковские депозиты россияне продлевают охотнее, чем полисы страхования жизни. Уровень пролонгации вкладов превышает 50%, то есть половина клиентов оставляет свои средства в кредитной организации.
Но сравнивать эти показатели со статистикой полисов ИСЖ некорректно, утверждает вице-президент Всероссийского союза страховщиков Максим Данилов. По его словам, далеко не все клиенты разочаровались в этом инструменте.
«Страхование жизни — это инструмент целевого накопления. Есть люди, которые не продлили, потому что недовольны чем-то. А также есть люди, которые, условно говоря, копили детям на образование, и сейчас полис кончился, и они за них платят. Банковский депозит — инструмент бесцельного накопления: у вас лежит, проценты капают. Учитывая, что в Сбербанке в те времена средний клиент был 55 лет, а средний полис пятилетний как раз, получается к определенному сроку — как раз к пенсии. Я не стал бы выделять страхование жизни. У всех инструментов альтернативного инвестирования вполне себе хорошая судьба. На фоне снижающихся ставок по депозитам клиенты начинают понимать, что можно попробовать какими-то другими инструментами пользоваться для того, чтобы заработать больше», — рассуждает Данилов.
Собеседники «Коммерсантъ FM» отмечают: за пять лет на российском рынке полисы инвестиционного страхования жизни значительно изменились. Если раньше состоятельным клиентам предлагали всего две инвестиционные стратегии по этому инструменту, то сейчас — более 30.
Несмотря на слабую статистику по продлению полисов, показатели по вложениям в полисы ИСЖ растут с каждым годом. По данным ЦБ, за девять месяцев прошлого года россияне потратили на продукт 150 млрд рублей.