Водители теряют часы на переездах
В Подмосковье ежедневно из-за электричек закрывают дороги на 6,5 часа
Каждый день водители теряют в среднем шесть с половиной часов, стоя на закрытых железнодорожных переездах в Подмосковье. В Санкт-Петербурге и Ленинградской области ситуация не лучше, там потери составляют шесть и четыре часа соответственно. Раньше самая напряженная ситуация на переездах наблюдалась только в выходные, говорят эксперты, теперь пробки в таких местах образуются почти всегда. Для решения проблемы власти строят новые путепроводы, проезд по некоторых из них будет платным.
Центральный научно-исследовательский и проектный институт (ЦНИИПИ) «Платная дорога» опубликовал результаты исследования о том, сколько водители теряют времени, стоя перед закрытыми железнодорожными переездами. В Московской области это в среднем шесть с половиной часов в сутки, в Санкт-Петербурге — шесть часов, Ленинградской области — четыре часа. Конкретных переездов в институте не называют, но отмечают, что в Санкт-Петербурге есть переезды, движение по которым закрыто более десяти часов в сутки. «На некоторых объектах в ожидании открытия шлагбаума автомобилисты теряют более получаса»,— отмечают исследователи. Средняя интенсивность движения на двухполосной дороге, проходящей через переезд в Подмосковье, в 2017 году составила 750 машин в час (в обе стороны), в Санкт-Петербурге — 728, Ленинградской области — 600.
Суточная интенсивность автотрафика на переездах варьируется от 2 тыс. до 30 тыс. автомобилей.
«На территориях таких крупных агломераций, как Москва и Санкт-Петербург, наличие одноуровневого пересечения путей железнодорожного и автомобильного транспорта приводит к серьезной перегрузке дорожной сети, — говорит гендиректор ЦНИИПИ "Платная дорога" Вадим Коваленко.— На сегодняшний день многие железнодорожные переезды работают на пределе или с превышением пропускной способности. И, в отличие от ситуации, которую можно было наблюдать несколько лет назад, транспортная напряженность не падает с окончанием дачного сезона или наступлением выходных. Если меры не будут приняты, то с каждым годом мы будем наблюдать только ухудшение ситуации».
Напомним, в Московской области с 2014 года выполняется программа «Свободный переезд» по строительству путепроводов над железнодорожными путями. Программа выполняется за счет бюджетных средств (63 млрд. руб.), всего должно быть возведено 20 объектов, большая их часть уже построена. Активно строится путепровод в Балашихе, При этом всего, по экспертным оценкам, в Подмосковье около 700 одноуровневых переездов, и проблемными считаются около 100. Все потребности бюджетом не закрыть, поэтому часть путепроводов уже строятся на частные деньги. Минтранс Московской области уже заключил два концессионных соглашения с ООО «Подмосковная платная дорога» (у этой компании и ЦНИИПИ «Платная дорога» — общий владелец) по строительству платных путепроводов — в поселке Саввинская Слобода (Одинцовский район) и в районе платформы Акулово (Наро-Фоминский район). Оба объекта начнут строить во второй половине 2018 года, откроют в 2019 году, тариф за проезд — 42–168 руб. Ранее компания «Мостальянс» предложила подмосковным властям построить в 2020 году за 1 млрд. руб. путепроводы с платным проездом на Можайском шоссе в районе поселка Спутник и в Раменском.
В комитете по дорожному хозяйству Ленинградской области “Ъ” сообщили, что в рамках реализации госпрограммы по развитию автодорог в регионе ведется строительство четырех путепроводов через железнодорожные пути, из них — один в Гатчинском районе, три — в Выборгском. Возведение этих объектов обусловлено, в основном, ростом грузооборота портов в Усть-Луге, Выборге и Высоцке. Строительство осуществляется на принципах софинансирования из федерального и регионального бюджетов (общая стоимость проектов — около 4 млрд руб.). «Дорожный комитет Ленобласти прорабатывает вопросы использования частного капитала в строительстве социально-значимых инфраструктурных проектов,— рассказали в ведомстве.— В частности, речь идет о возможности возведения путепровода во Всеволожске на принципах ГЧП».
В министерстве транспорта и дорожной инфраструктуре Московской области “Ъ” подтвердили обозначенную проблему: большинство переездов открыты только 12 часов в сутки, причем в часы пик время ожидания проезда составляет несколько часов. В министерстве заметили, что с 2013 года в области построено 15 путепроводов на пересечении с региональными дорогами, в частности, у платформы Хлебниково (2014 год), платформы Новодачная (2016 года), платформа Водники (2017 год). «В настоящее время ведется строительство еще трех региональных путепроводов, которые ликвидируют ж/д переезды, в Домодедово, Балашихе и Реутове»,— отметили в ведомстве.
Власти Санкт-Петербурга также намерены решать вопрос строительства виадуков над железнодорожными путями за счет привлечения частных инвестиций. Еще в рамках Петербургского международного экономического форума-2017, ООО «Платная дорога» подписало соглашение с правительством Петербурга о намерениях инвестировать 8 млрд руб. в строительство платных путепроводов. Объекты должны быть построены на месте переездов на пути следования поездов «Сапсан» и «Аллегро». Ранее в комитете по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Петербурга говорили, что речь может идти о пяти переездах, которые необходимо построить на московском и выборгском направлениях. «В настоящее время комитет по инвестициям Петербурга и ООО “Платная дорога” ведут проработку условий концессионного соглашения о реализации проекта»,— рассказали “Ъ” в комитете по инвестициям. Подробности документа до окончательного согласования не раскрываются.
Увеличение нагрузки на переезды и вообще на всю транспортную сеть Московской области связано с увеличением кварталов с большим количеством многоэтажных домов, считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. «Как правило, такие кварталы строятся без какой-либо инфраструктуры, общественный транспорт там развит очень слабо,— говорит он.— А потребности людей в перемещении никуда не делись. В результате им ничего не остается, кроме как пользоваться личным автомобилем». Господин Шкуматов говорит, что строительство такого квартала в непосредственной близости около железнодорожного переезда может сразу спровоцировать серьезные пробки: низкоэтажная застройка, при которой небольшие дома распределяются по большой площади, отрицательного эффекта не дает.
Почему в в Подмосковье решили ввести платные железнодорожные переезды
В январе 2016 года губернатор Московской области Андрей Воробьев пообещал, что в области будут создавать платные железнодорожные переезды. Предположительная стоимость проезда тогда называлась в размере от 30 до 80 руб.