Судов все меньше, но они дороже
Российские верфи зарабатывают на военных
Судостроение в 2017 году увеличило выручку на 14%, до 523 млрд руб. Но количество сданных судов сократилось, а основные заказы по-прежнему обеспечивает Минобороны. Эксперты отмечают, что рост гражданского судостроения может дать лишь грузовая база — например, развитие перевозок по Севморпути.
Выручка верфей РФ в 2017 году выросла на 14%, до 523 млрд руб., следует из презентации (есть у “Ъ”) главы департамента судостроения и морской техники Минпромторга Бориса Кабакова к совещанию в министерстве 27 февраля. При этом динамика сдачи судов сокращается: в 2017 году сдано на пять единиц меньше — 14 гражданских и 35 военных против 22 и 32 судов соответственно в 2016 году. Водоизмещение сданных заказов выросло на 2 тыс. тонн, до 155 тыс. тонн. Всего в 2010–2017 годах на верфях РФ построено 858 судов, на стадии строительства еще 156 судов, пояснил в рамках выступления господин Кабаков.
Глава Минпромторга Денис Мантуров на совещании заявил, что министерству удалось сформировать конкурентоспособный облик судостроения. «Мы должны переломить ситуацию, когда доля импортного судового комплектующего оборудования составляет 60–70%»,— подчеркнул он. По данным презентации, самыми импортозависимыми остаются рыболовные суда, нефтеналивные танкеры и суда сейсморазведки. Также, по словам господина Мантурова, предстоит закрепить компетенции в части ледокольного флота и освоить критические технологии в сегментах шельфовой разведки и добычи, транспортировки нефти и газа, строительства пассажирских лайнеров.
Основными мерами господдержки названы субсидии по кредитам и лизинговым платежам: 383-е постановление (отрасль ждет его продления на три года еще с 2017 года), субсидии на приобретение новых судов взамен сданных на утилизацию, программа льготного лизинга Объединенной судостроительной корпорации и введение инвестквот на вылов водных ресурсов. Как отметил глава Росморречфлота замминистра транспорта Виктор Олерский, «в связи с общим снижением стоимости денег центр тяжести» перейдет от лизинга к таким мерам, как утилизационный грант. Заместитель главы Росрыболовства Петр Савчук сообщил, что в 2017 году было принято 33 заявки на строительство рыбопромысловых судов под инвестквоты на более чем 110 млрд руб. В ближайшие пять-шесть лет могут быть заказаны еще 50–60 судов на верфях РФ, сообщил он.
Надежда Малышева из Portnews говорит, что гражданское судостроение будет расти, когда увеличится грузовая база. Этому могут помочь принятые в конце 2017 года поправки к Кодексу торгового мореплавания, закрепляющие приоритет флага РФ на Севморпути (см. “Ъ” от 17 ноября 2017 года), напоминает эксперт. Госпожа Малышева не исключает, что будут и изменения, закрепляющие необходимость строительства судов в России. Кроме того, судоходные компании испытывают сложности из-за усилившейся конкуренции с железной дорогой (см. “Ъ” от 16 февраля), отмечает эксперт. Глава Морского инженерного бюро Геннадий Егоров отмечает, что в 2017 году произошел рывок по заказам сухогрузов — в постройку запущено 28 судов. Причина интереса — скачок ставок на перевозки сухих грузов, зерна и минерально-строительных грузов, отмечает господин Егоров. По его словам, сейчас в эксплуатации 879 сухогрузов со средним возрастом 37,6 года.