Модель рынка в натуральную величину
Минтранс представил будущее железных дорог
Как выяснил “Ъ”, Минтранс обновил проект целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок. В нем предложено создание ряда организаций, которые должны сбалансировать сильное влияние ОАО РЖД на рынок, в том числе единой саморегулируемой организации операторов. Также в проекте Минтранс пытается ответить на актуальные проблемы последних месяцев — дефицит вагонов, возникновение пробок, невывоз социальных грузов. Эксперты замечают, что введение категории социальных грузов может перекосить тарифную систему, а консолидация подталкивает операторов к картельным сговорам.
Минтранс 26 февраля разослал новый проект целевой модели рынка (ЦМР) железнодорожных грузоперевозок до 2025 года, сегодня он будет рассматриваться на заседании рабочей группы у замминистра Алана Лушникова. Прежняя ЦМР завершилась еще в 2015 году, но новая так и не утверждена: в течение нескольких лет Минэкономики, Минтранс и ОАО РЖД не могли свести позиции по ряду ключевых вопросов. В Минтрансе подтвердили, что прорабатывают ЦМР.
В новом проекте закрепляется целевое состояние ОАО РЖД как владельца инфраструктуры и исполнителя функций управления движением. Предлагается сохранить долгосрочное тарифообразование для монополии с индексацией на инфляцию минус 0,1% и возможностью реинвестировать сэкономленные суммы, а также компенсировать ОАО РЖД потери от решений регуляторов (в этом году это выразилось в 1,5% допиндексации тарифа). Монополии разрешается сохранить своего оператора вагонов — Федеральную грузовую компанию.
На рынке предлагается создать центр «второго мнения» по принципиальным вопросам деятельности ОАО РЖД, превратив совет потребителей монополии в совет рынка (создание такого органа активно обсуждали в 2016 году, но отложили на неопределенный срок). В совете потребителей “Ъ” вчера не ответили. Также предлагается ввести внешний контроль над решениями ОАО РЖД по организации движения — в частности, обеспечить Минтрансу доступ к информсистемам ОАО РЖД и в перспективе дать доступ к ним экспертам и участникам рынка.
Владимир Якунин, тогда президент ОАО РЖД, 18 декабря 2013 года
Попытки найти правильное соотношение частного и государственного в организации перевозок надо продолжать
Также в проекте ЦМР отражены проблемы, актуальность которых проявилась в последние месяцы,— локальный дефицит парка на сети, пробки (о заторе на подходах к Кузбассу см. “Ъ” от 26 января), вывоз социальных грузов. Часть решения задачи по ликвидации дефицита Минтранс предлагает возложить на единую саморегулируемую организацию (СРО) операторов, создаваемую на основе Союза операторов железнодорожного транспорта (там это не комментируют). Предлагается составить список соцгрузов и обсудить компенсацию затрат операторов на их перевозку по сниженным ценам.
В ФАС “Ъ” сообщили, что документ получили в рабочем порядке. «Изучаем, документ сырой, требует серьезной доработки»,— сказали там. В ОАО РЖД также изучают документ. Минэкономики не ответило “Ъ”. Источник “Ъ” в отрасли обращает внимание на то, что новая ЦМР отменяет возможность появления частных перевозчиков как минимум до 2025 года. «Сохраняются прежние ограничения появления частной тяги, но вводится новый способ оценки их эффективности в условиях симуляции их существования»,— говорит он. Моделирование рассчитано на срок не более двух лет, возражает другой собеседник “Ъ”. Еще одного источника “Ъ” настораживает появление термина «старый парк». Он уверен, что с подачи Минтранса будут реализованы идеи вагоностроителей по увеличению тарифа для неинновационных вагонов (с нагрузкой на ось ниже 25 тонн). Появление этого пункта, говорит источник “Ъ”, близкий к рабочей группе, связано с принятой стратегией машиностроения, а проект ЦМР не подразумевает штрафов для старого парка.
По мнению главы «Infoline-Аналитики» Михаила Бурмистрова, в ЦМР есть ряд прогрессивных элементов, в том числе определенность с целевым состоянием ОАО РЖД и детализация требований к монополии по раздельному учету доходов и расходов. Но проект, по его мнению, содержит две «бомбы замедленного действия» — это введение социально значимых грузов, что вызовет лоббизм регионов, крупных грузоотправителей и грузополучателей, а также «демонтаж конкуренции» из-за стимулирования консолидации операторов. «Понятно желание Минтранса создать противовес ОАО РЖД, но создание единой СРО с приданием ей регуляторных функций, а также разработка правил обмена и распределения парков двигают рынок предоставления вагонов в сторону картеля, которому ФАС не в состоянии будет помешать»,— уверен эксперт. Источник “Ъ”, близкий к рабочей группе, впрочем, говорит, что возможность злоупотреблений учитывалась при выработке позиции по соцгрузам и есть критерии, которые должны этому помешать.
Нужен ли приоритетный доступ к перевозкам
В проекте ЦМР впервые подробно расписана проблема обеспечения приоритетного доступа к инфраструктуре. С одной стороны, закон требует равного доступа к инфраструктуре для всех, с другой — отсутствие исключений не позволяет законно реализовать внедрение механизмов take-or-pay, гарантировать концессионеру, строящему железнодорожную ветку, обязательный вывоз его грузов или, например, обеспечить приоритетный пропуск социальных грузов относительно экспортных потоков, о чем в конце 2017 года развернулась жаркая дискуссия.
Так, в ЦМР зафиксировано, что, какими бы ни были инструменты решения проблемы приоритетного доступа, они должны соответствовать двум принципиальным условиям, таким как сохранение принципа публичности услуг по перевозке и отсутствие дополнительной тарифной нагрузки для грузоотправителей. Как говорится в проекте, при разработке правил по перевозке на основе долгосрочных договоров должны быть определены правила их заключения при наличии нескольких заявок на аналогичные услуги от грузоотправителей, в том числе на конкурсной основе. Также следует определить необходимость и механизм предоставления особых условий для грузоотправителей, реализующих проекты с госгарантиями, и решить вопрос о разделении приоритетности перевозки между грузоотправителями, заключившими долгосрочные договоры, и теми, у кого таких договоров нет, в том числе по социальным грузам.
Согласно проекту ЦМР, не предполагается специального стимулирования участия операторов в спотовых торгах. Ранее ФАС предлагала через ОАО РЖД стимулировать их к предложению вагонов на электронной торговой площадке (ЭТП), а не другими способами (см. “Ъ” от 20 декабря 2017 года). В ЦМР сказано, что административного принуждения к пользованию ЭТП не будет.