Вопрос особой скважности
На переговорах с Ираком обсудили ситуацию с курдскими контрактами «Роснефти»
В столичном «Президент-отеле» во вторник прошло заседание российско-иракской межправкомиссии по торговле, экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Как выяснил “Ъ”, среди обсуждавшихся тем были вопросы поставок Багдаду перспективных систем вооружений и урегулирование конфликтной ситуации вокруг «Роснефти». Для решения последней проблемы, говорят источники “Ъ”, Ирак в ближайшее время может посетить глава компании Игорь Сечин.
Сопредседателями комиссии являются вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин и глава МИД Ирака Ибрахим аль-Джафари. Итоги заседания комиссии они комментировали воодушевленно. Вице-премьер РФ сообщил, что взаимный товарооборот по итогам 2017 года вырос на 53% — с $971 млн до $1,402 млрд. О том, что годовой объем экспорта из Ирака в Россию при этом не превышает $100 тыс., Дмитрий Рогозин решил не упоминать, заявив, что экономическое сотрудничество Москвы и Багдада развивается столь полноценно, что его «можно сравнить со странами, которые не испытывают давления бандитизма, терроризма на своей территории». «Остается лишь надеяться на то, что эта тенденция сохранится»,— сказал господин Рогозин.
По его словам, если раньше стороны начинали переговоры с вопросов обеспечения безопасности работников российских компаний в Ираке, то теперь вопрос безопасности обсуждался последним. Первыми же, сообщил вице-премьер, были вопросы промышленности, транспорта, инфраструктуры, сотрудничества в сфере высоких технологий и в сельском хозяйстве.
Глава иракского МИДа тоже говорил о хорошем и о будущем. Он заявил, что «Ирак победил ИГ (террористическая организация "Исламское государство", запрещена в РФ.— “Ъ”)» и теперь перед властями стоит другая задача — восстановление страны, пострадавшей в борьбе с террористами и в других войнах.
«Рассчитываем на поддержку всех наших друзей, в первую очередь Российской Федерации, которая нам много помогала в борьбе с терроризмом. Россия поддерживала Ирак на всех уровнях. Мы будем оказывать всякое содействие тому, чтобы РФ пришла на наш рынок, помогла нам восстановиться. Все препятствия, которые возникали в наших отношениях, будем удалять»,— заверил Ибрахим аль-Джафари.
Эти заявления господ Рогозина и аль-Джафари были сделаны перед заседанием в расширенном составе. Но был еще узкий формат, который был полностью закрытым для прессы и предполагал обсуждение отдельных вопросов с участием профильных чиновников и представителей бизнеса.
При этом, как выяснил “Ъ”, не все участники заседания межправкомиссии были указаны в списке, с которым ознакомили прессу. Так, в нем не оказалось главы департамента «Роснефти» по работе с госорганами Елены Заваляевой, которая участвовала только в узком составе.
У «Роснефти» непростые отношения с иракскими властями. Ключевым вопросом для переговоров между компанией и правительством Ирака сейчас является судьба контрактов нефтекомпании с курдским правительством о поставках нефти, заключенных в 2017 году. Предполагалось, что «Роснефть» закупит нефть, которая добывалась в Киркуке — регионе Ирака, находившемся под контролем курдов.
«Роснефть» выдала курдам предоплату в $1,3 млрд, но контракт так и не был исполнен в полном объеме, поскольку месторождения Киркука были заняты федеральными силами Ирака, не признающими любые сепаратные договоренности нефтекомпаний с Эрбилем (столица Иракского Курдистана). Аналогичная проблема возникла и с соглашениями о разделе продукции между нефтекомпанией и Эрбилем по пяти добычным блокам, предполагающим входной бонус в $400 млн. Геологоразведку «Роснефть» планировала начать в 2018 году, но сейчас вопрос подвис в воздухе. Кроме того, нефтекомпания строила амбициозные планы по строительству газопровода мощностью 30 млрд кубометров из Курдистана в Европу. Сейчас проект также под вопросом, поскольку необходимо согласие Турции на транзит этого газа.
По словам источника “Ъ”, знающего о содержании переговоров, на них обсуждалось урегулирование ситуации по контрактам «Роснефти».
«Была выражена заинтересованность решить проблемы»,— сказал собеседник “Ъ”. Более того, по его словам, в ближайшее время в Багдаде может состояться встреча главы «Роснефти» Игоря Сечина с премьером Ирака Хайдером Джавадом аль-Абади. Точную дату источник не назвал.
Участвовавший в заседании межправкомиссии замглавы Минэнерго РФ Кирилл Молодцов, являющийся сопредседателем российско-иракской рабочей группы по сотрудничеству в области энергетики, не ответил на вопрос “Ъ” о возможном визите господина Сечина в Багдад, посоветовав обращаться непосредственно «к Игорю Ивановичу». В «Роснефти» не смогли подтвердить информацию “Ъ” о визите Игоря Сечина в Ирак.
Еще одной темой, о которой Дмитрий Рогозин и Ибрахим аль-Джафари предпочли не распространяться, во вторник стало военно-техническое сотрудничество двух стран. Ранее ряд СМИ сообщили о готовящейся сделке по покупке Багдадом зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф» у России вместо американских ЗРК. Посол Ирака в Москве Хайдар Мансур Хади, принимавший участие в заседании межправкомиссии, эту информациюво вторник опровергал. «Сейчас в Москве нет делегации для покупки С-400. Когда правительство Ирака решит закупить С-400, конечно, об этом объявят и будут вестись обсуждения между двумя государствами»,— цитировало иракского дипломата «РИА Новости».
Между тем один из участников переговоров в узком составе сообщил “Ъ”, что военно-техническое сотрудничество обсуждалось, в том числе в контексте поставок С-400. «По нашей оценке, Ирак — перспективный рынок, несмотря на давление американцев. Ираку были предложены новые образцы вооружений, рассчитываем, что сотрудничество будет только увеличиваться. Иракцы дали высокую оценку нашему оружию, применявшемуся в Сирии и в самом Ираке против террористов»,— рассказал чиновник “Ъ”.
В России хотят развивать и другие сферы сотрудничества с Ираком. Замминистра экономического развития Алексей Груздев на заседании предложил использовать его ведомство в качестве «единого окна» для обсуждения перспективных проектов и работать над диверсификацией структуры товарооборота. По его словам, помимо таких традиционных сфер, как энергетика, российская сторона видит перспективу и в других отраслях. В первую очередь в сельском хозяйстве. Замминистра выразил надежду на наращивание поставок зерна и животноводческой продукции. Кроме того, заявил он, у российских компаний есть интерес к проектам по созданию инфраструктуры переработки пищевой продукции — строительству в Ираке мельниц, элеваторов, производству кормов и поставкам средств защиты растений.