Минэкономики тормозит реформу транспортной отрасли
Идея поделить водителей на любителей и профессионалов вызвала критику
Задуманная Минтрансом реформа по разделению водителей на любителей и профессионалов может привести к тому, что работники и органы власти понесут суммарные затраты в объеме 13–14 млрд руб. Такой вывод содержится в отрицательном отзыве Минэкономики на законопроект, подготовленный транспортным ведомством. К тому же, говорят эксперты, документ содержит «избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности». Представители отрасли поддерживают критику, уверяя, что перемены могут стать катализатором удорожания перевозок и тем самым увеличат уровень инфляции. В Минтрансе пообещали законопроект доработать.
Минэкономики провело оценку регулирующего воздействия (ОРВ) законопроекта Минтранса, в рамках которого ведомство предложило провести радикальную реформу, разделив водителей на любителей и профессионалов, работающих по найму (“Ъ” сообщал об этой идее ранее). Последние, напомним, должны будут проходить углубленное обучение и после экзаменов получат в правах отметку, подтверждающую «профессиональную компетентность». Без нее работодатель не сможет взять водителя на работу. Для граждан, не планирующих работать по найму, обучение в целом станет проще и дешевле.
По итогам ОРВ Минэкономики подготовило отрицательное заключение на законопроект (есть у “Ъ”), указав, однако, что документ «концептуально» поддерживается. Поправки вводят «избыточные административные и иные ограничения для субъектов предпринимательской деятельности», а также «способствуют возникновению необоснованных расходов» как для водителей, так и для госбюджета, считают в министерстве. В законопроекте, в частности, заложено, что отметка о профессиональной компетенции действует пять лет, затем ее надо подтверждать, однако права действуют десять лет. Таким образом, работающим по найму водителям придется менять права вдвое чаще. В Минэкономики считают, что это может привести к дополнительным издержкам не только для водителей, но и для ГИБДД как госоргана, выдающего права. По подсчетам Минтранса, суммарные расходы (раз в пять лет) могут составить более 6 млрд руб. Минэкономики предлагает увеличить срок действия отметки о профессиональной компетенции до десяти лет.
Из законопроекта также следует, что водителям, которые уже имеют права грузовых и автобусных категорий, придется заново проходить обучение, обращают внимание в Минэкономики: вариантов повышения квалификации или переподготовки поправками не предусмотрено, а они должны быть. Не предусмотрена также возможность переподготовки для получения другой категории прав (например, если B уже есть, а нужно еще C и D). Все это может привести к существенным расходам водителей-профессионалов, объем которых в Минэкономики оценили в 7,4 млрд руб.
Замечания ведомства уже поступили в Минтранс, подтвердили “Ъ” в пресс-службе министерства. «В настоящее время они прорабатываются, говорить о конкретных корректировках, которые будут внесены в законопроект, пока рано,— поясняют в Минтрансе.— Работу планируется осуществить в максимально короткий срок».
Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева критику чиновников разделяет. «На мой взгляд, даже концепция законопроекта неверная,— говорит она.— Из автошколы водитель выходит в любом случае новичком, независимо от полученной категории. Профессионалом он может стать только спустя годы, получив опыт. Можно было бы ввести новую профессию — водителя-перевозчика и выдавать гражданам соответствующие свидетельства после подтверждения квалификации. Такая схема позволила бы дополнить существующую систему обучения водителей, а не ломать ее, как предлагают в Минтрансе».
На рынке наблюдается дефицит квалифицированных водителей, говорит директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Эдуард Миронов: «Сложно найти водителя, который не убьет новый тягач за один-два года». Предложенная Минтрансом классификация водителей, по мнению господина Миронова, только «усугубит дефицит», что неизбежно отразится на цене перевозки. «Учитывая cost-модель грузоперевозок, где "водительская" составляющая от 20% до 30%, даже незначительное изменение в зарплате водителя, призванное компенсировать стоимость более дорогого обучения, может существенно отразиться на стоимости перевозки и иметь вклад в общее увеличение уровня инфляции»,— отмечает Эдуард Миронов. «Законопроект о профессиональной подготовке не должен вводить новые барьеры для входа на рынок транспортных услуг»,— добавляет директор по логистике онлайн-сервиса автомобильных грузоперевозок GroozGo Оксана Погодаева.
Принята стратегия безопасности движения до 2024 года
В рамках стратегии ставятся весьма амбициозные цели — снизить смертность в ДТП почти до нулевых значений. Для этого в Белом доме планируют провести ряд реформ — в частности, в области образования водителей, контроля за техсостоянием автомобилей, усиления борьбы с пьянством за рулем. Нарушителей ПДД, скорее всего, ждет увеличение стоимости ОСАГО и изменение размера штрафов. Стратегия также предполагает формирование «положительного имиджа» инспектора.