«Вымпелком» бьет пчелом
Оператор выкупил у «Евросети» 52 салона в Черноземье
После раздела бизнеса «Евросети» между сотовыми операторами «Билайн» и «Мегафон» первый из них приобрел 52 торговые точки мобильного ритейлера в Черноземье. Их стоимость не раскрывается, салонам связи «Евросети» теперь предстоит ребрендинг в дизайн оператора, который может стоить до 100 млн руб. По оценке экспертов, «Билайн» увеличил свою розничную долю в макрорегионе в полтора раза, но это преимущество еще необходимо правильно реализовать.
Прекращение совместной деятельности компаний «Мегафон» и «Вымпелком» (бренд «Билайн») в рамках «Евросети» (операторы владели равным долями ритейлера) „Ъ“ подтвердили представители всех трех компаний. «Мегафон» выкупил у «Вымпелкома» 50% акций ритейлера, а «Вымпелком» приобрел порядка 1,8 тыс. торговых точек «Евросети». Кроме того, «Вымпелком» выплатит «Мегафону» 1,25 млрд руб. «для покрытия своей доли непогашенных долговых обязательств “Евросети”», сообщили в пресс-службе ритейлера.
В Воронежской, Белгородской, Курской, Липецкой, Орловской и Тамбовской областях в совокупности 157 салонов «Евросети». В рамках сделки «Вымпелкому» было передано 52 салона, уточнила „Ъ“ управляющий центрального филиала «Евросети» Елена Искратова. Сумму сделки госпожа Искратова раскрывать не стала. Остальные салоны остались у ритейлера. Хотя сейчас компания лишилась трети своей сети в Черноземье, в первом полугодии 2018-го она планирует открыть 18 новых салонов в макрорегионе, добавила управляющий.
В «Билайне» также не стали раскрывать сумму сделки и объем инвестиций в ребрендинг черноземных салонов, отметив при этом, что новые торговые точки будут «интегрированы в монобрендовый формат» ориентировочно за пять месяцев, а сотрудники «Евросети» смогут перейти на работу в магазины сотового оператора. «Мы согласовываем переход конкретных сотрудников с “Евросетью”. Условия стандартные для всех наших продавцов, единственное исключение — менеджеров “Евросети”, успешно прошедших тестирование, мы берем в штат без испытательного срока», — добавили в пресс-службе «Билайна».
Как следует из отчетности «Вымпелкома» за четвертый квартал 2017 года, затраты на интеграцию и ребрендинг салонов «Евросеть» в монобрендовые салоны «Билайн» в 2018 году составят порядка 3 млрд руб. При этом в компании отметили, что в четвертом квартале показатель EBITDA сократился на 4,9% (составил 25,1 млрд руб.) и спрогнозировали, что ребрендинг магазинов «Евросети» окажет отрицательное влияние на EBITDA.
При общих затратах в 3 млрд руб. инвестиции в ребрендинг одной точки составят порядка 1,5–2 млн руб., предполагает главный редактор агентства TelecomDaily Денис Кусков. Соответственно, вложения в новые черноземные салоны «Билайна» могут достигнуть 100 млн руб. По словам господина Кускова, открытие новой точки обходится примерно в такую же сумму, что и ребрендинг. «Задачи оператора при развитии розницы отличаются от задач независимого ритейлера. Оператору важно продать как можно больше собственных услуг. И не всегда продажа смартфонов здесь играет решающую роль, важнее оказываются услуги связи и интернета», — отметил господин Кусков. «В этой ситуации жалко рынок независимого ритейла, который постепенно исчезает», — добавил он.
По оценке редактора сайта «Воронеж. Телеком онлайн» Станислава Дитятева, благодаря сделке «Билайн» увеличит количество салонов в Черноземье примерно в полтора раза, вдобавок к этому получив «выгодные места, в которых ранее были точки “Евросети”, а также грамотный персонал, который в условиях кризиса, вероятнее всего, перейдет в “Билайн”». Он также напомнил об активных позициях на рынке ритейла других операторов: «К примеру, у Теле2 в Черноземье более 200 салонов».
По мнению экспертов, «Билайн», ранее отстававший по количеству розничных точек от других операторов, после получения салонов «Евросети» может стать одним из лидеров в этом сегменте. Но оператору нужно «внимательно проанализировать активы, закрыть нерентабельные точки, а также провести грамотную интеграцию», — отметил Денис Кусков. «Лидерству “Билайна” могут помешать два фактора. Во-первых, у него, в отличие от конкурентов, нет положительного опыта в развитии розницы. Во-вторых, “Билайн” может и не перетянуть трафик “Евросети”, так как люди привыкли ходить либо в монобрендовые салоны своего оператора, либо в мультибрендовые точки», — пояснил Станислав Дитятев.