Цифровые технологии на пороге госрегулирования
15 февраля в Новосибирске прошла конференция «Эпоха цифровой экономики», организованная издательским домом «Коммерсантъ». Участники мероприятия обсудили цифровые технологии в экономике, применение криптовалют и блокчейна. Особенно острый интерес вызвала тема грядущего вмешательства государства в регулирование рынка криптовалют.
Открывая конференцию, доктор физико-математических наук, профессор НГУ Дмитрий Свириденко констатировал, что возросший интерес к теме цифровых технологий знаменует переход от иерархических к децентрализованным системам управления.
Основатель и совладелец группы компаний Miniapps.pro Виталий Гумиров зафиксировал огромный рост популярности ICO. Если в 2016 году в месяц одновременно проводили три-пять проектов, то в 2017-м — уже 3000–5000. Инвесторов привлекает низкий порог входа, уверен Гумиров. «Заметив такую популярность, в этот сектор пришли со своими рекомендациями многочисленные юристы и маркетологи,— посетовал Гумиров. — В результате, по оценкам ICO Rating, в октябре 2017 года на доллар, вложенный в ICO, в среднем собиралось только 0,8 доллара».
Затем спикер перешел к теме возможности применения цифровых технологий в бизнесе. Основная функция блокчейна — децентрализованный журнал транзакций — позволяет создавать новые автоматизированные отношения между разными организациями, считает Гумиров.
Докладчик обозначил ключевую проблему «умного контракта» — неспециалисту очень сложно проверить его содержание, разобраться в чужом коде. В качестве выхода Гумиров предлагает применять семантическое моделирование, которое позволяет верифицировать контракты в автоматическом или полуавтоматическом режиме.
Генеральный партнер коллаборации SLA/Decentury (объединение программистов, юристов и др. с целью разработки новых проектов на блокчейне и консультирования) Полина Сазонова остановилась на технических аспектах выхода на ICO. Она уточнила три аспекта, которые необходимо учесть, реализуя проект с применением блокчейна.
Во-первых, необходимо использовать блокчейн только по назначению. По версии спикера, использование блокчейна оправдано в среде, где есть недоверие. Например, при создании программы лояльности, объединяющей нескольких производителей, где появляются вопросы: «Что, если я начислю бонусы, а мой конкурент не начислит?». Блокчейн с его открытостью и прозрачностью снимает эти вопросы. Кроме того, эту технологию разумно использовать, когда есть необходимость перейти на электронный документооборот или нужна возможность отследить операции, движение товара.
Второй важный аспект — выбор правильной модели токенизации: метода организации процессов на блокчейне. Сазонова напомнила, что токен утилитарен и выполняет конкретную функцию. «Например, в Италии за токены можно купить человекочасы работы программистов,— пояснила докладчица.— Также токен может быть бонусом, взамен которого можно получить скидку. Токен может быть привязан к растущим показателям: например, к числу пользователей вашего программного продукта. А самое интересное: разные токены можно объединять, совмещать, наделять разными смыслами».
Третий аспект, который следует учесть инициатору ICO, — грамотный выбор платформы, на которой вы будете проводить поиск инвестиций. Инвестор должен четко понимать, как на платформе будут происходить взаимоотношения между участниками.
Руководитель проектов ассоциации «Финтех» Анатолий Конкин рассказал о развитии технологии блокчейн в банковской сфере.
Российская платформа «Мастерчейн», которая должна стать национальной сетью обмена и хранения финансовой информации, построена на базе протокола Ethereum с двумя ключевыми особенностями. Во-первых, российский проект предполагает возможность создания закрытых сетей и ролевой модели доступа к данным. Во-вторых, «Мастерчейн» применяет криптографию по ГОСТ.
Сейчас банки-участники ассоциации испытывают платформу. Каждый участник получил узел, который может использоваться для реализации различных кейсов. Наиболее распространенные — цифровой аккредитив и электронная банковская гарантия. Третье актуальное решение — электронная закладная. Советом федерации уже подписан законопроект, в котором вводится понятие «электронная закладная», говорит Конкин. Предполагается, что в будущем «Мастерчейн» может быть использован за пределами банковской сферы.
Сессию, посвященную законодательному регулированию рынка криптовалют, открыл гендиректор «Сибирской юридической компании» Сергей Карпекин. Он отметил, что пока это поле практически свободно от госрегулирования. Однако уже готовы три законопроекта о криптовалютах. «Гнут свои линии ЦБ, Минфин, Минэкономразвития,— сказал господин Карпекин.— Один проект внесен в Госдуму, а два других проходят процедуру оценки регулирующих воздействий». Мы стоим на пороге периода жесткого и сложнопрогнозируемого госрегулирования рынка криптовалют, заключил эксперт.
О текущей ситуации с правоприменением в сфере цифровых технологий в России и за рубежом рассказал заведующий кафедрой административного, финансового и корпоративного права Новосибирского университета экономики и управления Олег Шерстобоев. «Сейчас действительно все сложно: смарт-контракт — для юриста самое страшное слово!— улыбается докладчик.— Каждый правовед понимает, что криптовалюта — это вообще не деньги и не валюта, у нее нет признаков денег, и она не может быть юридически платежным средством».
В законопроекте Минфина, по словам юриста, предлагается ввести категорию «цифровые финансовые активы». А также урегулировать осуществление прав и исполнение обязательств по смарт-контрактам. Минфин делает акцент на том, что криптовалюта — это имущество. Второй подход гласит, что это обязательство.
Что касается смарт-контракта, то, по мнению Шерстобоева, он, несмотря на современную форму, в любом случае должен соответствовать нормам ГК.
Управляющий партнер консалтинговой компании Albrecht&Vitte, создатель проекта ICOLAW Дмитрий Донов поделился взглядом юриста на порядок проведения ICO.
По его словам, прежде чем инициировать ICO, нужно определиться с его сутью. Ситуация сильно осложнится, если вы хотите дать инвесторам право на прибыль от вашего проекта или право на управление проектом. Тогда регуляторы заподозрят, что имеют дело с токеном Security, а последние должны регулироваться с учетом правил, действующих для стандартных акций. Это означает, что выпуск цифровой валюты подразумевает ее регистрацию. В США, например, характер токена определяется с помощью теста Хауи, содержащего четыре специальных критерия.
Когда вы определились с сутью проекта, вам требуется правовое заключение, так называемое Legal Opinion. Донов пояснил, что несколько площадок ICO (например, Bitcoin Talk) автоматически поднимают вас в рейтинге, если у вас есть Legal Opinion. Стоит это пока еще не очень дорого и окупается сторицей, убежден спикер.
Третий этап — выбор правильной юрисдикции. Есть государства с концепцией регулирования рынка криптовалют «Все запретить!», например, Сальвадор. Есть страны с тенденцией зарегулирования — США, Япония, Эстония, Белоруссия (которая в конце 2017 года легализовала криптовалюты).
После выбора юрисдикции нужно правильно выбрать модель взаимоотношений компаний-участников ICO, чтобы они все были связаны логическими договорными связями. После этого нужно позаботиться о защите интеллектуальной собственности.
Важно не забыть и о процедуре KYC (идентификации и установления личности контрагента), предупреждает Донов. «Нужно исключить риск принять деньги от людей, которые хотят посредством вашего проекта отмыть средства,— уточнил эксперт.— Нужна идентификация до конечного бенефициара». Юрист пояснил, что одна из компаний-участников ICO должна по договору проводить KYC и отвечать за него.
После привлечения средств их нужно учесть. «Наше законодательство пока не отвечает на вопрос „как?“, а вот американское — очень четко отвечает,— говорит Донов.— Последним встает вопрос о конвертации полученной валюты. Существует огромное количество бирж, которые проводят конвертацию».
В ходе панельной дискуссии co-founder, технический директор платформы Enecuum Антон Никоноров рассказал об особенностях практических решений по созданию блокчейнов в отраслях HoReCa и телекоммуникации. А Павел Охонин, заместитель директора офиса E&Y в Новосибирске, раскрыл исследование рынка ICO.
Общий объем средств, привлеченных по ICO, составил на конец ноября 2017 года около $4 млрд. Эта сумма значительно превысила объем венчурного финансирования проектов, находящихся на ранней стадии, уточнил Охонин. Из этих $4 млрд после запрета ICO в Китае было возвращено $400 млн инвестиций. По количеству инициаторов ICO на первом месте США, а на втором — Россия. Все более сложно и дорого привлекать проекты, констатирует аналитик. Если в июле 2017 года 93% проектов набирали необходимую сумму, то в ноябре — только 23%.
Наибольший рост стоимости проектов, которые выходили на ICO, показала платформа Ethereum.
Что касается безопасности проектов, то показатели очень тревожные. На декабрь 2017 года около 10% средств, собираемых на ICO, было украдено хакерами. Хищениям подвергаются и персональные данные инвесторов.
Директор отделения в Новосибирске Deloitte&Touche Юлия Краснова рассказала о работе с клиентами, которых компания консультирует по применению блокчейна. Спикеру пришлось отвечать на вопросы аудитории о возможной смерти аудита в связи с развитием искусственного интеллекта. В конце концов, эксперты сошлись на том, что скоро будут автоматизированы все рутинные функции, но роль профессионального суждения останется за человеком.
А кандидат физико-математических наук, старший преподаватель НГУ Антон Лось поставил под сомнение участие государства в рынке криптовалют. «Блокчейн по природе своей должен быть основан на демократических принципах: подлинность зашифрованной информации должна подтверждаться без участия каких-либо регуляторов!— уверяет Лось.— Но в нашей стране законодательные и административные органы, конечно, будут тщательно контролировать транзакции. Получается, блокчейн сделает шаг назад».
Выступление представителя НГУ вызвало участников конференции на оживленную дискуссию.