Д-р Маттиас Вернике, директор «Мерк Биофарма Россия и СНГ» — крупнейшего бизнеса компании «Мерк», рассказал о стратегии развития на российском рынке, социально значимых проектах «Мерк», а также о том, почему компания делает ставку на сотрудничество с надежными локальными партнерами, а не на создание собственного производства
— Российский фармацевтический рынок периодически испытывает проблемы, связанные с дефицитом тех или иных препаратов. В чем, по вашему мнению, заключается основная причина этого и какие разработки «Мерк» активно применяются в нашей стране?
— Большинство препаратов компании «Мерк» давно себя зарекомендовали на российском рынке, и сегодня их использует, по нашим оценкам, около 3 млн человек. Но если мы посмотрим на российскую систему здравоохранения, то увидим, что она испытывает некоторые проблемы с финансированием. Очевидно, что на лекарственное обеспечение и медицинскую инфраструктуру нужно направлять больше средств. Но на самом деле эта проблема не уникальна для России. Причем тенденция такова, что, чем богаче страна, тем больше она тратит на здравоохранение. Например, в Германии на здравоохранение расходуется практически 12% ВВП, в США — 16%. В России — пока примерно 4 — 6%. При этом понятно, что если вы хотите иметь на своем рынке самые инновационные препараты, то нужно увеличивать финансирование. Поэтому сейчас в России большое внимание уделяется региональной дистрибуции и повышению доступности инновационных препаратов для жителей регионов. Мы знаем, что финансирование системы здравоохранения в разных субъектах РФ очень различно, и это неравенство нужно устранять. Например, как недавно говорила госпожа министр Вероника Скворцова, темой номер один в 2018 году является улучшение снабжения пациентов онкологическими препаратами.
— «Мерк» локализовал производства ряда своих препаратов из списка ЖНВЛП в России. Какую модель локализации производства при этом вы используете?
— Мы решили инвестировать в надежных российских производителей. Поскольку если мы построим свой завод, то это будет предприятие «Мерк», а не российский производитель в полной мере. Поэтому мы инвестируем десятки миллионов евро в усиление компетенций наших партнеров. Приведу пример: в линейке наших локализованных препаратов имеются как химические препараты, которые сравнительно более просты в производстве, так и группа биофармацевтических препаратов, для производства которых понадобятся серьезные научные компетенции. В частности, Россия была первой страной, где «Мерк» локализовал производство полного цикла одного из наших ключевых препаратов, используемых для лечения такого социально значимого заболевания, как рассеянный склероз, и на сегодняшний день он является одним из «стандартов» в лечении этого недуга. Наш партнер по локализации этого продукта — компания «Фармстандарт», расположенная в Уфе. Мы изначально были убеждены, что партнерство возможно только с серьезной российской компанией, имеющей достаточные возможности и квалификацию для локализации подобных проектов. Второй наш партнер — компания «Нанолек» в Кирове. На наш взгляд, сотрудничество с двумя крупными российскими компаниями из разных регионов создает необходимый баланс для стабильной работы в России.
— Известно, что система здравоохранения в России отдает приоритет закупке самых дешевых лекарств, что продиктовано экономией бюджетных средств. Вплоть до того, что лечебным учреждениям рекомендуют закупать наименее дорогие препараты. По вашему мнению, является ли это серьезным препятствием для продвижения на рынке инновационных лекарств?
— Мы как представители фармацевтической индустрии, безусловно, готовы к таким вызовам. Более того, во время моей работы в других европейских странах я сталкивался с той же проблемой — установкой на закупку более дешевых лекарств. В каком-то смысле это естественно: руководство страны на государственном уровне всегда старается экономить. При этом нередко не учитывается тот факт, что пациентам крайне необходим доступ и к инновационным препаратам. Поэтому мы активно работаем над решением этой проблемы, взаимодействуя с госорганами и предоставляя фармакоэкономические обоснования нашей позиции. Мы объясняем, что в долгосрочной и даже среднесрочной перспективе использование современных лекарств более экономично для государства, чем применение дешевых и малоэффективных, так как пациенты выздоравливают быстрее, чем достигается экономический эффект. К примеру, у «Мерк» в Европе есть препарат по лечению рассеянного склероза, курс лечения с использованием которого рассчитан на четыре года. Но принимать его нужно только в первый и второй годы. Соответственно, рассчитывая затраты на покупку этого препарата в год, получившуюся сумму нужно делить на два. Однако зачастую регулирующим органам сложно принять это во внимание, поскольку закупки производятся на один год. Мы работаем с ними, показываем им результаты применения наших препаратов и стараемся убедить, что подобный инновационный подход экономически оправдан.
— В чем особенности ценовой политики и реализации препаратов на российском рынке?
— Для нас, как и для многих других компаний на рынке, ключевым условием успешной деятельности является стабильность. Раньше считалось, что локализация облегчает участие в тендерах и позволяет сохранять определенный уровень цены. Однако сейчас в России в активной стадии рассматриваются изменения в законодательство, касающееся ценообразования на препараты из списка ЖНВЛП, которые стирают различия в ценообразовании для локализованных и нелокализованных производств — оно будет происходить примерно по одной схеме. То есть если пять лет назад мы рассчитывали на то, что локализация позволит сохранить некий «статус кво» по ценам, то сейчас понимаем, что условия изменились. Соответственно от нас требуется большая гибкость в ценовой политике.
— Насколько Россия вообще привлекательна для иностранных инвесторов?
— Я возглавляю «Мерк Биофарма Россия и СНГ» уже полгода, и для меня это очень личное, поскольку я родился в России. И сегодня я вижу эту страну ключевым рынком не только для фармацевтической отрасли, но и для многих других. Большая страна, много людей. И, что также очень важно, очень высокий уровень образования и, следовательно, кадровый потенциал. Компания «Мерк» пришла в Россию 120 лет назад, и для нас очень естественно быть здесь. И я смотрю в будущее со сдержанным оптимизмом, считая, что экономический рост в России будет продолжаться. А с ростом экономики будет все большее внимание уделяться вопросам, связанным со здравоохранением. В этой ситуации возрастает привлекательность инвестиций не только в сферу здравоохранения и фармацевтики, но и в связанные с этим R&D. Конечно, прежде всего инвестору важна стабильность и предсказуемость условий. В принципе отношение к привлечению иностранных инвесторов в стране сейчас весьма позитивное. Кроме того, в некоторых регионах создана хорошая инфраструктура, что также является важным фактором. Поэтому бизнес во многих странах сегодня рассматривает Россию как один из приоритетных рынков для инвестиций.
— Какие проекты «Мерк» в России, по вашему мнению, оказали наиболее существенное влияние на систему здравоохранения?
— Приведу два конкретных примера. Мы активно работаем в сфере онкологии — это одно из приоритетных направлений. В лечении рака важно как можно раньше диагностировать опухоль. Если это удается, ее можно удалить сразу или после применения соответствующих препаратов. Когда доходит до поздней стадии и начинаются метастазы, контролировать ситуацию становится намного сложнее. Кампания, которую мы проводим в течение четырех лет, направлена на помощь региональным учреждениям здравоохранения в проведении скрининга таких онкологических заболеваний, как рак головы и шеи. За четыре года мы провели скрининг в 30 городах, обследовав почти 30 тысяч пациентов. В результате было выявлено около 7 тысяч признаков онкологии, а в 2200 случаях обнаружен реальный рак на стадии, позволяющей его эффективно лечить. К сожалению, у местных властей не всегда хватает ресурсов на подобный предварительный скрининг, поэтому важно участие частных компаний, и мы реализуем такие проекты за свой счет. Второй проект, который реализуется прямо сейчас, касается профилактики диабета второго типа. Это тяжелое заболевание, которое приводит к различным проблемам со здоровьем и смерти, если его вовремя не диагностировать. Поэтому мы проводим активную работу по информированию врачей общей практики и пациентов в регионах с целью выявления так называемого предиабета — стадии, когда диабет еще не развился, но признаки уже есть и врач-терапевт может их своевременно диагностировать и порекомендовать обследование пациенту. В то же время применение соответствующих препаратов позволяет вообще не допустить последующего развития диабета. О мерах своевременной диагностики признаков этого заболевания наши эксперты и рассказывают терапевтам. Данный пилотный проект мы реализуем в 18 регионах России с охватом порядка 4 млн человек. Уже проведено около 20 тыс. таких тестов, и в ближайшие годы эта работа будет продолжаться.