Кредитный наобум
Банковский сектор
Многократный рост задолженности перед банками в 2017 году позволил гражданам увеличить потребление и сохранить сбережения при продолжающемся падении реальных располагаемых доходов. В 2018 году доходы населения, вероятно, будут поддержаны увеличением МРОТ, зарплат бюджетников и социальных выплат. При этом кредитная задолженность домохозяйств будет расти быстрее, чем доходы. Однако кредитные ставки вскоре стабилизируются — и если в обозримом будущем экономика не выйдет на темпы роста, способные обеспечить существенное увеличение реальных доходов, они продолжат сжиматься из-за выплат по накопленным долгам.
В 2017 году объем банковских кредитов, выданных гражданам, увеличился с устранением валютной переоценки на 13,2% (2,5% в 2016-м), сообщил в четверг Банк России. На этом фоне реальные располагаемые доходы граждан в 2017 году падали четвертый год подряд и согласно опубликованной в четверг же оценке Росстата за год — снизились на 1,7%.
Расчеты ИЭП им. Егора Гайдара свидетельствуют, что значимость прироста кредитной задолженности по отношению к доходам возросла с 0,3% в 2016 году до 2,3% в 2017-м. И хотя средняя реальная зарплата в прошлом году оказалась на 3,4% выше прошлогоднего уровня (во многом благодаря сверхнизкой инфляции в 2,5%), она все еще оставалась на 5% ниже среднемесячной реальной зарплаты в 2014 году. Фонд оплаты труда в 2017 году был на 11% меньше уровня 2014 года, хотя численность занятых в официальном секторе за это время сократилась на 4–4,5%, оценили в ЦМАКП.
Резкое увеличение кредитной задолженности позволило гражданам сохранить и приумножить банковские сбережения, которые за 2017 год выросли на 10,7% с учетом валютной переоценки (на 11,8% за 2016 год).
Двузначный рост кредитования также помог домохозяйствам реализовать отложенный потребительский спрос, благодаря чему оборот розничной торговли в 2017 году впервые за два года увеличился на 1,2%.
Впрочем, весь позитив потребительской активности граждан приходится на первую треть года. «Статистика за декабрь указывает на то, что ускорение потребления остановилось»,— отмечает Наталья Орлова из Альфа-банка. Оценки же ЦМАКП подтверждают: после роста с учетом сезонности на протяжении первых трех кварталов, за четвертый квартал 2017 года потребление сократилось на 0,4%. Вместе с тем в декабре наблюдалось заметное торможение темпов роста номинальных зарплат — до 7,2% против 8,2% в ноябре 2017 года. Вероятнее всего, источником такого торможения является частный сектор. Хотя декабрьской статистики зарплат по секторам экономики еще нет, в ноябре темпы роста номинальных зарплат в бюджетном секторе ускорились до 10,7% с 7,7% в октябре, тогда как в частном секторе — замедлились до 3,2% с 7,1% соответственно, отмечает Дмитрий Полевой из банка ING.
Вероятность того, что в этом году реальные доходы станут расти (согласно официальному прогнозу — более чем на 2%), остается, но подпитывается лишь высокой ценой нефти, намерениями властей продолжить индексацию выплат бюджетникам (впервые за два года), увеличить МРОТ и социальные пособия. Впрочем, некоторые аналитики считают, что и это не поможет доходам расти. «Есть риск, что реальные располагаемые доходы продолжат падение пятый год подряд»,— цитирует агентство Reuters директора аналитического департамента «Локо-инвест» Кирилла Тремасова. Он считает, что уже в январе 2018 года падение реальных доходов в годовом выражении составит 10% из-за январской единовременной выплаты пенсионерам в январе 2017 года.
Но отложенный спрос граждан никуда не делся, а снижающаяся инфляция и кредитные ставки будут заставлять их наращивать потребление в кредит. Тем более что ЦБ намерен добиться и в этом году роста розничного кредитования на 7–10%. Любой кредит в долгосрочной перспективе приводит к уменьшению номинальных ресурсов домохозяйств на величину процентных платежей, напоминает Михаил Хромов из ИЭП им. Егора Гайдара. Текущая стратегия потребления в кредит выгодна, пока можно перекредитоваться по значительно меньшей ставке. Однако и для заемщиков, и для кредиторов важно, чтобы к моменту, когда снижение ставок прекратится, экономика смогла устойчиво расти, обеспечивая и значимый рост реальных доходов, указывает господин Хромов. Эксперты отмечают, что риски замедления экономики, как и ее среднесрочной стагнации, существенны. При этом «рост розничных кредитов может вызвать опасения по поводу перекредитованности, оправдывая окончание текущего цикла понижения ставки». «Кроме того, рост глобальных ставок — мощный фактор, выступающий против дальнейшего понижения внутренней ставки»,— говорит Наталья Орлова.