Травяной сбор
Ульяновская прокуратура хочет вернуть наказание за парковку на озелененных территориях
Прокуратура Ульяновской области подготовила и направила в региональное заксобрание проект федерального закона об ответственности за парковку автомобилей на газонах «с целью исключения правового пробела», после того как Верховный суд признал незаконными региональные нормы. Депутаты готовы поддержать инициативу ульяновской прокуратуры, однако не уверены, что она получит одобрение на федеральном уровне. Они также отмечают, что в связи с ростом количества автомобилей муниципалитетам давно пора самим формировать программы создания парковочных мест и обустройства дворовых стоянок.
Прокурор Ульяновской области Сергей Хуртин направил председателю регионального заксобрания Анатолию Бакаеву законодательное предложение о необходимости внесения в Госдуму законопроекта, «направленного на установление административной ответственности за проезд и стоянку механических транспортных средств на озелененных территориях», сообщает ведомство. Как отмечает облпрокуратура, фактически она подготовила проект федерального закона, «нацеленного на устранение правового пробела».
Парковка автомобилей на газонах, детских площадках, в парках и скверах стала, как отмечают депутаты регионального заксобрания, «проблемой практически для всех регионов страны», которая много лет никак не решается. Субъекты РФ своими региональными законами устанавливали ответственность за такую парковку, однако впоследствии эти нормативные акты отменялись судебными инстанциями, в том числе и Верховным судом. Так, еще в августе 2011 года ВС РФ отменил ряд статей в региональном КоАП Якутии, в том числе касающихся парковки автомобилей на газонах и детских площадках, указав, что установление этой ответственности является прерогативой федерального уровня. Тогда, поскольку прямой нормы об ответственности за парковку на газонах в федеральном КоАП нет, регионы стали использовать свое право установления ответственности за нарушение правил благоустройства, однако и эти нормативные акты отменялись судами.
В Ульяновской области административная ответственность за парковку на газонах существовала еще до 2012 года, но также была отменена как несоответствующая федеральному законодательству, затем, после многочисленных обращений граждан, в июле 2016 года ответственность была возвращена в региональный КоАП с новыми формулировками, а в январе 2016 года внесена в правила благоустройства. За нарушение следовало наказание в виде предупреждения или штрафа от 500 руб. до 1 тыс. руб. для граждан и от 10 до 30 тыс. руб. для юрлиц, а при повторном нарушении, соответственно, от 3 до 5 тыс. руб. и от 70 до 100 тыс. руб. В январе 2017 года облсуд по иску гражданина С. Бутусова, подвергнутого административному наказанию, принял решение признать недействующими эти нормы, придя к выводу, что региональный парламент превысил свои полномочия, поскольку эта ответственность регулируется федеральным законодательством. В мае 2017 года ВС РФ своим апелляционным определением подтвердил эти выводы, отметив, что порядок размещения автомобилей регламентируется ПДД, а ответственность — КоАП РФ, и там не рассматриваются варианты стоянки на газонах, в то же время сама ответственность существует, эти нормы указаны в правилах охраны зеленых насаждений (приказ Госстроя от 1999 г.) и в требованиях СанПиН.
Тем не менее прокуратура Ульяновской области считает, что реальной ответственности за размещение автомобилей на газонах и детских площадках нет. «Если бы она была, то нарушителей привлекали бы. Существует явный правовой пробел», — пояснил „Ъ“ старший помощник прокурора Ульяновской области Василий Зима. По его словам, нужна четкая прямая норма, установленная федеральным законодательством».
В подготовленном законопроекте ведомство предлагает внести прямую норму в КоАП РФ, согласно которой за размещение автотранспортных средств на газонах и детских площадках предлагается устанавливать для граждан штраф от одной до пяти тысяч рублей, протоколы должны составлять представители органов МСУ, а решения о привлечении конкретных лиц к административной ответственности должны принимать органы внутренних дел.
Председатель комитета ЖКХ регионального заксобрания Геннадий Антонцев считает, что прямую федеральную норму надо было вводить изначально, но сама же прокуратура не указала на это раньше, когда принимался региональный закон.
Председатель комитета по госстроительству МСУ и развитию гражданского общества Василий Гвоздев заметил, что у него «большие сомнения, что будет принят федеральный закон». При этом господин Гвоздев добавил, принятие федерального закона усугубит вторую проблему, которую надо решать уже давно — проблему парковочных мест и обустройства дворовых территорий, «поскольку количество автомобилей растет с каждым месяцем». «Муниципалитеты не заботятся об этом, все надеются на федеральные деньги и не хотят формировать муниципальные программы парковок, а это неправильно», — добавил депутат.