Великая китайская цена
ЧТЗ будет добиваться сохранения пошлины для «дочки» Caterpillar
Челябинский тракторный завод («ЧТЗ-Уралтрак», входит в группу «Уралвагонзавод») планирует выступить оппонентом китайской «дочки» американского производителя спецтехники Caterpillar в инициированном ей антидемпинговом расследовании. Зарубежный конкурент добивается отмены пошлин, ограничивающих импорт спецтехники из КНР в Россию, которые были приняты для защиты интересов производителей из стран Евразийского экономического союза. Caterpillar указывает на то, что в последние два года индивидуальная демпинговая маржа компании была ниже размера пошлины. Руководство ЧТЗ намерено отстаивать сохранение действующих мер, опасаясь возможной потери рынка.
Челябинский тракторный завод совместно с ОАО «Промтрактор» (Чебоксары, входит в ООО «Концерн “Тракторные заводы”») планирует принять участие в антидемпинговом расследовании, которое проводит департамент защиты внутреннего рынка Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) по инициативе китайского производителя спецтехники Caterpillar (Qingzhou) Ltd — дочерней структуры американской Caterpillar. Зарубежный конкурент хочет добиться отмены антидемпинговых пошлин, существенно затрудняющих китайским производителям работу на российском рынке, ЧТЗ видит в этом угрозу.
Китайская компания, выпускающая колесные погрузчики, автогрейдеры, грунтовые катки, в 2012 году наладила на специально построенном заводе производство гусеничных бульдозеров классов 10 и 15 под торговой маркой SEM. «Эти машины с гидростатической трансмиссией — прямые конкуренты аналогичной по классу техники ЧТЗ,— комментируют в пресс-службе челябинского завода.— Пока их экспансию на российский рынок сдерживает высокая антидемпинговая пошлина, но китайские производители хотят ее оспорить, для чего подали заявление в ЕЭК. Антидемпинговое расследование касается как раз этих двух моделей».
На российском рынке машины SEM появились в 2013 году. При этом производственные мощности завода рассчитаны на 4 тыс. единиц продукции в год, из них существенная часть предназначалась для продажи в странах Евразийского экономического союза. В июле 2014 года ЧТЗ инициировал первое антидемпинговое расследование, его поддержали другие российские производители бульдозеров — «Промтрактор», «Дормаш», «Дормаш-ЧТЗ». Как ранее писал “Ъ”, доля этих четырех производителей в общем объеме выпуска бульдозеров в странах ЕАЭС в 2011–2014 годах составляла в среднем 84%. По итогам расследования, в ЕЭК пришли к выводу, что в 2011–2013 годах доля импорта бульдозеров из КНР в общем объеме поставок этой техники из третьих стран выросла с 46% до 63,3%. При этом, по данным комиссии, за три года цена на китайскую продукцию была существенно ниже стоимости импортных конкурентов (основные бренды — американский Caterpillar и японский Komatsu). Например, в 2013 году цена была занижена в среднем на 26,2%, следует из материалов ЕЭК.
В результате введения в начале 2016 года антидемпинговой пошлины в размере 44,65% на китайские гусеничные бульдозеры мощностью до 250 лошадиных сил поставки бульдозеров SEM в страны ЕАЭС сократились в десять раз, отмечают в пресс-службе ЧТЗ. В ноябре 2017 года ЕЭК уже по заявлению китайского производителя начала повторное расследование, чтобы выяснить, есть ли основания для отмены пошлин. В числе доводов, приведенных в уведомлении департамента защиты внутреннего рынка ЕЭК, указание Caterpillar на то, что «в период с 1 января 2015 года по 31 марта 2017 года индивидуальная демпинговая маржа была ниже размера ставки антидемпинговой пошлины, применяемой в отношении компании, как и для прочих производителей». При этом «в анализируемый в рамках первого антидемпингового расследования период (1 января 2011 года — 31 декабря 2013 года) Caterpillar (Qingzhou) Ltd не осуществляла поставки на территорию ЕАЭС гусеничных бульдозеров, происходящих из КНР», а начиная с декабря 2014 года компания эти поставки ведет и связана соответствующими долгосрочными обязательствами.
Руководство ЧТЗ отмечает, что завод намерен совместно с чебоксарским предприятием «отстаивать интересы всей отечественной отрасли». «Наша цель — удержать существующий торговый баланс, в том числе за счет сохранения защитных пошлин. Естественно, сделать это можно при поддержке Евразийской экономической комиссии и с жесткой консолидированной позицией предприятий отрасли. Если американо-китайские производители сумеют добиться отмены или существенного снижения пошлины, то откроют себе двери на наш рынок, так как внутри Китая действует комплекс мер государственной поддержки экспортно-ориентированных предприятий. Поэтому альтернативы у нас нет: необходимо отстоять свою позицию, чтобы на рынок всерьез не пришли китайцы»,— комментирует директор по внешним связям и взаимодействию с органами власти ЧТЗ Андрей Печеркин.
По мнению помощника президента Российской ассоциации производителей спецтехники и оборудования «Росспецмаш» Вячеслава Пронина, отмена пошлины на китайские бульдозеры может привести к закрытию российских производств, поскольку у предприятий из КНР больше возможностей для демпинга. «Благодаря тем государственным программам поддержки и льготным кредитам, которые есть в Китае, их компании могут позволить себе несколько лет работать в убыток, чтобы отобрать рынок у местных производителей. Однако, скорее всего, этого не случится, поскольку в 2015 году уже было проведено антидемпинговое расследование, которое доказало нарушения со стороны компании из КНР. Государства и такие объединения, как ЕЭК, очень осторожно подходят к введению таких ограничений, и если пошлина появилась, значит, для этого были очень веские основания»,— отметил эксперт.
«Отмена пошлин на продукцию китайских производителей, учитывая скорость и объемы производства, их технологический уровень и относительно низкие цены, может уничтожить российское производство бульдозеров и существенно перекроить рынок,— комментирует аналитик компании “Финам” Алексей Калачев.— Даже сейчас, когда российские производители защищены импортными пошлинами, они контролируют меньшую долю внутреннего рынка и в условиях высокой конкуренции остаются экономически неэффективными. Мы пока не видели финансовой отчетности за 2017 год, но на протяжении последних 3–5 лет ЧТЗ и Чебоксарский тракторный завод остаются убыточными. В прошлом году на российских заводах было выпущено в общей сложности 602 гусеничных бульдозера с поворотным отвалом, из них 78% — в Челябинске и 22% — в Чебоксарах. В то же время импорт в Россию товаров из группы “гусеничные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом” за 2017 год составил 1,36 тыс. штук. Таким образом, доля отечественных производителей на внутреннем рынке составляет немногим более 30%».