«Как минимум два автомобиля не были срисованы»

Дмитрий Гронский — о советских машинах

Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о легендарных моделях «Нива» и «Победа», которые во многом стали образцом в автомобилестроении.

Фото: Роман Яровицын, Коммерсантъ

Принято считать, что все отечественные автомобили — это так или иначе переосмысленные копии образцов западного автопрома, будь то малолитражки, правительственные лимузины или 21-я «Волга», которой многие у нас так гордятся. Между тем, было у нас как минимум два автомобиля, которые не только не были ни с кого срисованы, но и сами стали в чем-то предметами подражания, потому что являлись настоящим прорывом в автомобилестроении.

Отказ от «крыльев», прикрывающих колеса, вернее «наползание» на них кузова началось еще в конце 1930-х годов. Это позволяло сделать салон шире и полностью использовать габарит автомобиля. На моделях 1940-х крылья уже стали частью кузова, но все еще выступали. По сути, первой в мире машиной, которая обошлась без выступающих за габариты кузова «крыльев», стала наша «Победа», серийный выпуск которой был начат в 1946 году. После это стали делать все. А вот покатая крыша, как у «Победы», на седанах не прижилась... Но вернулась в 1960-е годы уже в виде хечбэков.

Еще один повод гордиться — это «Нива» — первый в мире внедорожник с несущим кузовом, который по уровню дизайна и комфорта максимально приближался к обычным легковым машинам. Ее выпуск начался 40 лет назад и продолжается по сей день. Можно сказать, что это был первый кроссовер в его нынешнем понимании. При этом «Нива» получила еще и перспективную конструкцию трансмиссии — постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и двухступенчатой раздаточной коробкой. Так что с точки зрения проходимости ВАЗ-2121 можно считать настоящим внедорожником.

В 1980-е годы один английский автомобильный журнал опубликовал сравнение внедорожников. Среди тестируемых моделей была и советская «Нива» — самая маленькая, маломощная и дешевая модель среди участников теста оказалась, тем не менее, самой проходимой. Когда кто-то из соперников застревал, на выручку приходила именно она.

Вся лента