О чем сказал Владимир Путин
Авторы “Ъ” комментируют главные тезисы послания президента
О новом оружии
Специальный корреспондент Иван Сафронов:
Военная тематика заняла в послании Федеральному собранию почти столько же времени, сколько и гражданская. Коснувшись успехов российской армии в Сирии, Владимир Путин обозначил не только достижения военных, но и оборонно-промышленного комплекса, создававшего технику для ведения боевых действий. Настолько подробно о таких наработках, как «Авангард», «Сармат», «Кинжал» — раньше не рассказывалось.
К тому же в предвыборный период выгоднее сконцентрироваться на внешнем враге, которым предсказуемо стали США с их системой ПРО.
Об отношениях с США
Заместитель шеф-редактора Глеб Черкасов:
Рассказ Владимира Путина о трудностях взаимоотношений с США на первый взгляд призван показать, что Вашингтон не готов к равным переговорам. Однако на самом деле речь идет о том, что США не хотели разговаривать с Россией слабой и сейчас, и в перспективе. И только сильная страна может заставить американцев вести равный диалог.
Соответственно подчеркивается верность выбранной внутри- и внешнеполитической линии — поскольку только следование ей обеспечивает суверенитет.
Об экономике
Заместитель шеф-редактора Дмитрий Бутрин:
Задача удвоения ВВП на душу населения на деле достаточно несложна. В России из группы показателей подушевого ВВП стандартно используется (в том числе Росстатом) «ВВП на душу населения в номинальном выражении». В 2017 году он оценивается приблизительно в $8,6 тыс., чуть выше КНР. Впрочем, еще в 2013 году он составлял $15,5 тыс.
Основное, что придется в этой связи делать правительству,— не бороться радикально с укреплением реального курса рубля к корзине основных торговых партнеров (чего, отметим, Банк России практически и не делает с переходом к плаванию рубля в 2014 году) и придерживаться уже начатой в 2017 году политики «бюджетного правила». В случае если цены на нефть будут удерживаться на текущем уровне, около $70 за баррель, даже достаточно низкий, в пределах 3–3,5% годовых, экономический рост позволит практически беспрепятственно восстановить номинальный ВВП на душу населения до $12–13 тыс. в год к 2021–2022 году. Дополнительный прирост — в уже гораздо меньших масштабах — предполагается обеспечить собственно увеличением производительности труда в промышленности и сервисе.
О демографии
Корреспондент отдела экономики Анастасия Мануйлова:
Сумма, которую Владимир Путин назвал в качестве предполагаемых госрасходов на поддержку демографии, по сути, уже заложена в трехлетний бюджет в виде расходов на отдельные проекты.
Так, недавно объявленные новые инициативы по поддержке рождаемости (выплаты за первого ребенка бедным семьям, субсидирование ипотеки) укладываются в 250 млрд руб. в год. Еще около 300 млрд руб. ежегодно будет стоить продление программы маткапитала, который теперь будет доступен до конца 2021 года. Остальная часть суммы, по-видимому, будет израсходована на менее масштабные программы обновления детских садов и школ, поликлиник и детских отделений в больницах.
О социальной политике
Заместитель шеф-редактора Дмитрий Бутрин:
«Социальный блок» послания президента находится в удивительном согласии с инициативами Центра стратегических разработок. Зачастую Владимир Путин просто напрямую цитировал тезисы команды Алексея Кудрина.
Так, основой заявлений о развитии здравоохранения явно послужил доклад под эгидой ЦСР, написанный в Высшей школе экономики. В нем предлагается де-факто отложить какие-либо крупные изменения в государственном здравоохранении до 2024 года, сосредоточившись на исполнении «майских указов» 2012 года в части увеличения зарплат в секторе.
Демографические расходы в соответствии с рекомендациями ЦСР ограничены в сравнении с более смелыми инициативами социального блока Белого дома. Ставка на рост ипотечного строительства — также важная часть рекомендаций ЦСР.
Наконец, сам тезис о главной цели — роста продолжительности жизни в РФ до 80 лет — является по существу одной из центральных идей «социального бюджетного маневра», предлагаемого ЦСР и предполагающего дополнительные бюджетные расходы на 2018–2024 годы на «повышение уровня человеческого капитала» — на образование (о котором президент говорил также довольно много), здравоохранение и в ряд других секторов госэкономики. Президент также упомянул, хотя очень кратко, внедрение принципа адресности в социальной поддержке.
То, что выбивается из «программы реформ Кудрина»,— очень общее заявление о разработке программы поддержки уровня жизни пенсионеров: напомним, ЦСР настаивает на стабильном уровне доходов пенсионеров и на повышении пенсионного возраста, возможно, Владимир Путин заявлением о «программе» оставил за собой возможность возобновить «пенсионную дискуссию» в удобное для себя время.
Об энергетике
Заведующий отделом бизнеса Владимир Дзагуто:
Упоминая «1,5 трлн руб. частных инвестиций», президент явно имеет в виду одобренное им в конце 2017 года предложение Минэнерго о модернизации старой тепловой генерации в течение десяти лет. Впрочем, частными инвестициями это можно называть лишь с оговорками.
Дело в том, что министерство предлагало инвестировать такую сумму за десять лет, сохранив нерыночную надбавку к платежам потребителей на оптовом энергорынке. Сейчас эта надбавка возвращает генерирующим компаниям (в том числе и государственным «Интер РАО», «РусГидро», «Росэнергоатому», «Газпром энергохолдингу») уже сделанные ими инвестиции в новые электростанции. Новая схема должна по сути сохранить этот механизм, но речь идет не о новом строительстве, а о модернизации.
Впрочем, Владимир Путин в своем поручении фактически разрешил претендовать на часть этих инвестиций и другим секторам энергетики. Сейчас на эти инвестиции заявились, например, «Росэнергоатом», которому нужны средства на строительство АЭС, «РусГидро», требующее источники финансирования для реновации тепловой генерации на Дальнем Востоке, инвесторы в зеленую генерацию («Роснано», «Ренова», Enel и другие). В итоге, как сообщал “Ъ”, общий объем заявок достиг 5,8 трлн руб., а Минэнерго вынуждено было продлить срок программы до 2035 года, увеличив объем сборов с оптового энергорынка до 3,5 трлн руб.
О бизнесе
Заведующий отделом экономики Олег Сапожков:
Цифровизация Федеральной налоговой службы действительно близится к финалу. Как сообщил на вчерашней коллегии ФНС ее глава Михаил Мишустин, уже в этом году фискальное ведомство начнет интеграцию созданных ей информационных систем — помимо онлайн-касс, дающих техническую возможность контроля уплаты обязательных платежей в режиме реального времени, в этот периметр входят система маркировки товаров и система контроля уплаты НДС.
В 2018 году в ФНС рассчитывают начать их интеграцию с единым реестром загсов — в результате в распоряжении налогового ведомства должен появиться достоверный и полный реестр граждан (сейчас базы данных министерств и ведомств разрознены, неполны и не сопрягаются друг с другом). В сочетании с ЕГРЮЛ, который также ведут налоговики, это дает службе возможность радикального «обеления» бизнеса и ликвидации теневой экономики. В условиях полноты реестров «серых» зон в экономике не останется – нынешние участники теневого оборота вынуждены будут либо легализоваться, либо окончательно уйти в криминальную сферу.
Тот же подход предполагается реализовывать и при реформе контрольно-надзорной деятельности. Проверки контролирующих органов на предприятиях могут быть оправданными только на объектах с повышенным риском, в остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. Отметим, что законопроект, оформляющий надзорную реформу, сейчас готовится ко второму чтению в Госдуме.
Об инфраструктуре
Заместитель редактора отдела бизнеса Наталья Скорлыгина:
Актуальность расширения Восточного полигона сейчас связана, в основном, с отправкой российского сырья на экспорт в страны АТР. В первую очередь это касается угля: в 2017 году его перевозки по железной дороге выросли на 9,1%, до 358,5 млн тонн.
При этом проект расширения БАМа и Транссиба сталкивается с затруднениями с финансированием. На это из Фонда национального благосостояния выделено 150 млрд руб., но, как сообщал “Ъ”, введенные правительством правила их расходования крайне сложны, и уже в 2017 году ОАО РЖД столкнулось с тем, что получить средства фонда практически невозможно.