Контрабанда до суда не доехала
В Нижнем Новгороде начался закрытый процесс по самому старому уголовному делу
Нижегородский областной суд приступил к рассмотрению объемного уголовного дела, которое расследовалось почти 10 лет и касалось поставок в Нижегородскую область 1890 подержанных автомобилей из США и Европы в 2005–2008 годах. Изначально автотрейдерам и таможенникам предъявляли обвинение в организации преступного сообщества и контрабанде. В итоге эти обвинения отпали, но несколько человек отсидели в СИЗО предельные сроки. В уголовном деле остались обвинения в уклонении от уплаты таможенных платежей, срок давности по которым истек, и несколько эпизодов взяток. Взятками следствие считает покупку для таможенников иномарок по заниженным ценам. Все фигуранты отрицают свою вину. Суд решил рассматривать объемное дело в закрытом режиме.
В Нижегородском областном суде зачитали обвинительное заключение бывшим автотрейдерам Андрею Парыгину, Евгению Лазареву и Андрею Попову. Также на скамье подсудимых оказались бывший начальник Сормовского таможенного поста Юрий Волков, бывший главный инспектор отдела этого же поста Алексей Савеличев и бывшие сотрудники отдела собственной безопасности Нижегородской таможни Александр Корнилов и Николай Семенчев. Все они проходят по уголовному делу о ввозе иномарок, которое расследовалось более девяти лет.
Как следовало из речи прокурора, с июля 2005 года Андрей Парыгин начал создавать «организованную преступную группу», которая до октября 2008 года импортировала в регион подержанные иномарки. При этом подделывалась документация на ввозимые автомобили, занижались их стоимость, мощность двигателя, в автосервисе накручивали пробег на одометрах. Андрей Парыгин контролировал ООО «Малибу», «Малибу-НН», «Нижегородский автомобильный холдинг» и «Фаворит», которые закупали машины за рубежом и за три года ввезли через Финляндию 1890 автомобилей. Наладив контакты с крупным автодилером, торговым домом «Агат», коммерсанты в те годы стали ведущими поставщиками на рынке подержанных авто.
Как считает следствие, Андрей Парыгин коррумпировал и вовлек в свою группу нескольких таможенников, с помощью которых поддельные комплекты документов беспрепятственно проходили таможенную проверку и оформление. В итоге бюджет недополучил более 118 млн руб. таможенных платежей. Кроме того, Андрею Парыгину вменили несколько эпизодов дачи взяток. Исходя из обвинительного заключения, в 2006–2007 годах фирмы коммерсанта продали женам и подругам таможенников три кроссовера Lexus, Subaru Tribeca, Volkswagen Passat и Toyota Camry. Следствие посчитало, что автомобили были проданы дешевле рыночной стоимости, а скидки в диапазоне от 60 тыс. до 600 тыс. руб. и есть взятка в форме «материальной выгоды». Соответственно, бывшим таможенникам предъявлены обвинения в получении взяток.
Все обвиняемые, как автотрейдеры, так и таможенники, свою вину отрицают, а уголовное дело будет рассматриваться в закрытом режиме. Добавим, что в самом начале расследования Приволжское следственное управление на транспорте СКП подавало это расследование как перекрытие крупнейшего канала контрабанды, фигурантов также обвинили по ст. 210 УК РФ «Организация преступного сообщества». В итоге тяжкое обвинение в создании ОПС не подтвердилось, а уголовная статья «Контрабанда» в 2011 году была декриминализована. Тем не менее автотрейдеры успели отсидеть по полтора года в следственном изоляторе, жалуясь на угрозы, побои и вымогательство у них 40 млн руб. через сотрудника ФСИН за освобождение (многолетнее дело о вымогательстве в итоге завершилось полным оправданием трех человек. — „Ъ“). Сейчас все подсудимые под подпиской о невыезде, их защита подготовила ходатайства о возврате уголовного дела прокурору. В нем более двух тысяч свидетелей, и спустя почти десять лет расследования судебный процесс может затянуться на годы.