Ко взаимному ожесточению сторон
Новый газовый конфликт между Россией и Украиной начался со Стокгольмского арбитража
Долгожданное решение Стокгольмского арбитража вместо того, чтобы положить конец спорам «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», видимо, развязало новую газовую войну между Москвой и Киевом. Российская монополия отказалась начать поставки газа на Украину, ссылаясь на отсутствие дополнения к контракту, а Киев пригрозил новыми исками и арестом активов «Газпрома» в случае неуплаты назначенных арбитражем $2,6 млрд.
Решение Стокгольмского арбитража по транзитному контракту российского газа через Украину вернуло Москву и Киев в давние времена ежегодных торговых конфликтов. Арбитраж 28 февраля обязал «Газпром» выплатить украинской компании $4,63 млрд за непрокачку предусмотренных транзитным контрактом 110 млрд кубометров в год («Нафтогаз» требовал около $16 млрд). Ранее Стокгольм присудил «Газпрому» $2 млрд в споре компаний по контракту на поставку газа от 2009 года, так что «Нафтогаз» теперь должен получить от российской монополии $2,56 млрд. Чтобы у Москвы не возникло желания отказаться от исполнения решения арбитража, президент Украины Петр Порошенко поручил добиваться ареста активов «Газпрома», если Киев не получит средства или деньгами, или газом. Киев может потребовать и ареста активов компании в Европе.
Также арбитраж обязал «Газпром» до конца транзитного соглашения в 2019 году прокачивать через Украину 110 млрд кубометров газа в год или платить за недопоставленные объемы. Если транзит через Украину сохранится на уровне 2017 года (около 93,5 млрд кубометров газа), по расчетам “Ъ”, «Газпром» будет терять $450 млн ежегодно. Но прошлый год был рекордным по экспорту, в 2016 году транзит составлял около 80 млрд кубометров. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев в четверг заявил, что если транзит будет меньше 110 млрд кубометров в год, НАК вновь пойдет в арбитраж и отсудит компенсацию за невыполнение контракта.
Это может создать риск того, что «Газпрому» придется оттягивать объемы транзита с более выгодных для себя морских маршрутов — Blue Stream («Голубой поток») в Турцию и Nord Stream («Северный поток») в Германию.
В «Газпроме» с решением арбитража не согласились и пообещали «защищать свои интересы» любыми законными средствами. Своеобразным ответом стал отказ монополии с 1 марта начать поставки газа Украине, это объяснено отсутствием дополнительного соглашения к действующему контракту. Киев не импортировал российский газ с ноября 2015 года, пока шли слушания в Стокгольме, но арбитраж обязал «Нафтогаз» закупать у России не менее 4 млрд кубометров в год. Украинская компания даже оплатила мартовские объемы газа, но, как сообщил зампред правления «Газпрома» Александр Медведев, компания вернула эти деньги.
В «Нафтогазе» это назвали нарушением договора и невыполнением решения арбитража, а также посоветовали ЕС задуматься, «стоит ли полагаться на контрагента, который может выставить вам счет, получить деньги и отказаться поставлять газ». Киев также предложил европейским потребителям обдумать, стоит ли разрешать «Газпрому» усиливать свои позиции за счет строительства Nord Stream 2.
Андрей Коболев пожаловался, что отказ «Газпрома» поставлять газ уже на выходных может вызвать на Украине дефицит в 10 млн кубометров в сутки из-за холодов, и предложил ввести режим экономии.
По его словам, компания собиралась закупать в РФ 18–20 млн кубометров в сутки и за счет импорта из ЕС сможет компенсировать только около половины этого объема.
На фоне этого обострения «Газпрому» и «Нафтогазу» придется вести переговоры о дополнениях к контрактам на поставки газа и транзит, кроме того, придется решать вопрос о передаче контракта на транзит новому оператору украинской трубы. Сейчас есть два претендента: правительственные «Магистральные газопроводы Украины» и филиал «Укртрансгаза» «Оператор ГТС Украины» (открыт по инициативе «Нафтогаза»). Но «Газпром» уже запретил Украине передавать контракт другому оператору. Еврокомиссия выразила готовность выступить посредником, но в Минэнерго РФ заявили, что о переговорах говорить пока рано.
Глава по стратегии Argus Media (Евразия) Вячеслав Мищенко полагает, что стороны продолжат разбирательства в судах, но главный вопрос — поставки и транзит газа после 2019 года. К этому времени «Газпром» пытается успеть расширить морские экспортные маршруты — в Турцию («Турецкий поток») и в Германию (Nord Stream 2). Украине же предстоит решить вопрос поставок на случай, если страна не сможет получать российский газ, считает эксперт, но тут есть риск, что без прокачки через Украину на европейских хабах, где сейчас торгуется много российского газа, для «Нафтогаза» объемов может и не хватить.