«Хотелось бы услышать об уменьшении доли госкомпаний в экономике»
Алексей Кудрин в интервью «Ъ FM» — о тезисах президента
Один из главных вопросов, который возник после послания Владимира Путина Федеральному собранию — потянет ли страна новые военные расходы? В четверг значительную часть своей речи президент посвятил новейшим военным разработкам. Бывший министр финансов, глава совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин в интервью «Коммерсантъ FM» отметил, что в ближайшие несколько лет бюджет на оборону вряд ли увеличится. Об этом он заявил корреспонденту Владимиру Расулову после заседания «Интеллектуального клуба PwC».
— Эксперты после послания президента говорили, что многие его тезисы совпадали с экономической программой, которую давно разрабатывает ЦСР. Что вы услышали из ваших же предложений в послании президента? А что хотели бы услышать, но это не прозвучало?
— Я соглашусь, что основные приоритеты, которые назвал президент, достаточно серьезно отражают и наши предложения. И мы считаем, что это правильно — разворот в пользу человеческого капитала, инфраструктуры, качества государственного управления, улучшение инвестиционного климата для предпринимателей, — прямо было сказано, что у нас избыточное административное и правоохранительное давление на бизнес. Кроме того, было сказано и про развитие городов как драйверов роста — это правильно, они будут задавать рост в стране в ближайшие годы, потому что именно они концентрируют новые технологии и инновации. Говорилось о пространственном развитии, также можно назвать направления, связанные с новыми технологиями, как то, без которого нам все остальное не потянуть, и новое качество роста мы не получим. Все это близко к тем предложениям, которые мы сделали. Что я не слышал, может быть, но что хотелось бы услышать — об уменьшении доли государственной экономики, государственных компаний в экономике, потому что большая гибкость и больший рост будут с опорой на частный капитал и создание новой среды. Сегодня государственные компании составляют почти половину нашей экономики, они менее гибки к новым вызовам и зачастую имеют на рынке преимущественное положение. Это уменьшает возможности частного сектора. Вот здесь хотелось бы что-то новое услышать. Мы недостаточно услышали о судебных и правоохранительных реформах, которые мы разрабатывали, но они идут по другим немного трекам и объявлялись на встрече президента с Верховным судом и на встрече в МВД накануне, поэтому мы продолжаем по ним работать. И еще есть ряд, конечно, направлений, которые мы тоже разрабатывали, и надеемся, что при формировании нового правительства, при формировании самого плана действий часть наших разработок дополнительных будет использована, потому что часть таких разработок уже доведена у нас до высокого уровня конкретности, до неких таких проектов дорожных карт, программ, что, я думаю, впоследствии может быть востребовано.
— Президент отметил, что нужно увеличивать в ближайшие шесть лет расходы на здравоохранение, причем значительно. Но при этом почти половина его послания была посвящена вопросам обороны и развитию стратегических вооружений. На ваш взгляд, нет ли здесь противоречия ? Откуда могут быть взяты эти средства?
— Есть ряд источников — они предложены Центром стратегических разработок, они известны, не являются секретом, мы их можем еще раз показать. По обороноспособности скорее это был отчет о проделанной работе, то есть о том, чего удалось добиться, и о поддержке новых разработок в будущем. Но при этом я хочу напомнить, что в трехлетнем бюджете расходы на оборону сокращаются. Поэтому, мне кажется, здесь не нарушается эта тенденция, не предполагается ее изменить. Просто в рамках тех немалых расходов на оборону, которые уже запланированы — они в предыдущее время выросли существенно, то сокращение, которое предполагается, тоже не сверхбольшое — тем не менее, нужно сохранить подход, новые разработки. Но, повторяю, пока они сокращаются.