Угонщики протянули длинную руку
Какие машины и каким образом угоняют в России
Число автокраж и угонов транспорта снижается, следует из данных МВД: всего в прошлом году зарегистрировано 42 тыс. подобных преступлений. Чаще всего угоняли Hyundai Solaris и Toyota Camry — модели, являющиеся традиционными лидерам продаж и популярности у злоумышленников. Но есть и новые тренды: стали чаще красть УАЗы, больше фиксируется и «псевдоугонов», когда машина продается в азиатских странах, а в России объявляется в розыск с целью получить страховое возмещение. Инструментарий у злоумышленников богатый — от традиционного проникновения в салон со взломом до применения специальных ретрансляторов под названием «удочка» или «длинная рука».
Сколько и как угоняют
По данным МВД России, предоставленных по запросу “Ъ”, в 2017 году зарегистрировано 21,8 тыс. краж транспортных средств (ст. 158 УК РФ) — это на 15,7% меньше, чем годом ранее. Тенденция по снижению числа краж наблюдается уже несколько лет: в 2014 году было зарегистрировано 34,5 тыс. таких преступлений, в 2015-м — 32,1 тыс. Наибольшее их количество зарегистрировано в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Москве и Подмосковье. Снижается и число угонов (ст. 166 УК РФ) — они, напомним, отличаются от краж тем, что злоумышленник неправомерно завладевает машиной без цели хищения. В 2017 году зафиксировано более 20,8 тыс. таких преступлений, что на 7,2% меньше, чем в 2016 году. В 2014 году было выявлено 31,8 тыс. угонов, в 2015 году — 27,8 тыс. Наибольшее их количество зарегистрировано в Красноярском крае, Челябинской и Тюменской области.
Основные способы хищения авто, рассказывают в МВД — это взлом замков дверей и замка зажигания; разбивание бокового стекла, проворот замка зажигания (или дубликата ключа зажигания); использование ключей, похищенных у автовладельца, путем подмены на аналогичные (при осмотре продаваемого автомобиля). Угонщики также применяют «специальные радиоэлектронные средства». «Самыми распространенными являются устройства, способные эмулировать радиокоманды оригинальных пультов дистанционного управления автомобильными системами охранной сигнализации или системами управления центральным замком»,— рассказывают в МВД. Злоумышленники также используют специальные радиоретрансляторы команд управления, предназначенные для удаленной аутентификации смарт-ключей автомобилей (позволяет заводить авто без ключа). «Злоумышленники называют такие приспособления "удочка" или "длинная рука"»,— уточняют в полиции. Преступники используют специальные «глушилки» — генераторы радиопомех,— блокирующие передачу тревожных «сообщений» охранных систем.
Что конкретно угоняют
Конкретных моделей самых популярных у угонщиков машин в МВД не представили, хотя в прошлые годы в полиции такую информацию раскрывали, во всяком случае, по Москве. Такая информация есть у страховых компаний (СК). Страховщики по запросу «Ъ” предоставили собственные рейтинги, составленные на основе абсолютного числа угонов автомобилей, застрахованных по каско. По общей таблице видно, что самой угоняемой моделью является Hyundai Solaris и Toyota Camry.
Самые угоняемые модели автомобилей, 2017 год. Данные страховых компаний
|
*Данные Ассоциации европейского бизнеса, январь 2018 года
Самые угоняемые модели автомобилей, 6 месяцев 2018 года
|
.*Данные Ассоциации европейского бизнеса
«Топ-10 практически не изменился, перестановки по позициям незначительные,— говорит управляющий директор департамента страхования автотранспортных средств группы "Ренессанс Страхование" Сергей Демидов.— В 2017 году достаточно неожиданно сильно изменилась ситуация в худшую стороны по УАЗ. Причины угона остаются прежними: премиальные марки угоняют под заказ, изменяют VIN-номера и перепродают в другие регионы. Прочие автомобили угоняют для разбора на запчасти». Заместитель генерального директора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов подтверждает, что в целом картина по угонам не изменилась: «больше угоняют тех машин, которых больше на рынке». Hyundai Solaris и Kia Rio зачастую используются в качестве такси, рассказывает глава департамента противодействия мошенничеству страховой компании ВСК Дмитрий Светличный. «Их чаще похищают недобросовестные арендаторы, и они чаще становятся участниками ДТП,— поясняет он.— Наибольшее количество хищений таких авто традиционно происходит в московском регионе».
В СК «Согласие» (у этой компании наиболее угоняемые модели — Lexus LX 570, Lexus LX 470, Toyota Camry) констатируют сокращение числа угонов автомобилей, что связано с «грамотной андеррайтинговой политикой и с общей тенденцией в стране», говорит замдиректора департамента андеррайтинга и управления продуктами СК Андрей Ковалев.
«Первая тройка самых популярных автомобилей до 2016 года показала стабильно высокую статистику по угонам,— объясняет он.— Приоритетными для автоугонщиков всегда являются те автомобили, которые проще реализовать на вторичном рынке, а это как раз авто из среднего сегмента. Относительно новые машины, до трех лет, как правило сбываются целиком, а авто постарше разбираются на запчасти».
В «Росгосстрахе» также говорят об общем сокращении количества угонов машин (застрахованных по каско в этой компании). «В то же время по ряду моделей мы видим рост или колебания, которые могут быть обусловлены в том числе изменением как объемов продаж новых автомобилей той или иной марки, так и полисов добровольного автострахования»,— поясняют в «Росгосстрахе».
Ряд страховых компаний представили данные по частотности угонов конкретных моделей — они свидетельствуют о том, какие машины являются самыми рискованными, для них страхование по каско будет, скорее всего, самым дорогим.
Модели автомобилей с наибольшей частотой угонов. Данные страховых компаний
|
*Процент угнанных автомобилей из общего портфеля застрахованных машин конкретной марки
В 2016 году у «Альфастрахования» «лидерами» по частотности были Porsche Panamera, Audi A8, Toyota Camry, Lexus GX и LX, у ВСК — Toyota Camry, Honda Pilot, Land Rover Discovery, Nissan Teana, Toyota Highlander. В 2017 году 40% угонов автомобилей, застрахованных в ВСК по каско, произошли в Московском регионе (2016 — 39%), 26% — в Санкт-Петербурге и Ленобласти (2016 — 24%),— рассказал Дмитрий Светличный из ВСК.— К "лидерам" подтянулись прежде относительно спокойные в этом плане регионы: Воронежская, Тверская и Самарская области». Еще один тренд, который заметили в компании в прошлом году — рост числа «псевдоугонов»: всего предотвращено около 50 таких попыток, основная их часть касалась лизинговых автомобилей. «Злоумышленники приобретают машины премиум-класса в лизинг, страхуют их, после чего вывозят машины за пределы России, как правило в страны Азии, где продают их вместе с документами и на основании доверенностей от лизингополучателя,— объяснил господин Светличный.— После этого в России автомобили объявляются в розыск. По всем выявленным фактам таких ''псевдо-угонов'' страховая компания ВСК подала обращения в полицию. Многие мошенники уже привлечены к уголовной ответственности».
Как необходимо менять законодательство
Тем временем эксперты уже много лет говорят о необходимости внести изменение в законодательство для усиления борьбы с угонами. Речь идет в основном о необходимости изменения ст. 166 УК РФ. Еще в 2013 году в Госдуму был внесен законопроект, вводящий новый квалифицирующий признак в ст. 166 УК РФ — завладение автомобилем с использованием «нештатного доступа» (то есть без ключа, с взломом, разбиванием стекол, ломанием замков и т. д.), однако до рассмотрения на парламенте документ так и не дошел. В 2016 году депутаты Госдумы Олег Нилов и Олег Михеев предложили признать ст. 166 УК РФ утратившей силу, любое неправомерное завладение автомобилем расценивалось как кража (ст. 158 УК РФ). «По своей правовой природе угон является кражей, и выделение данного преступления в отдельный состав при невозможности доказывания субъективной стороны преступления является лишь способом для лиц, совершивших кражу в значительном или крупном размере, избежать более строгого наказания»,— писали депутаты в пояснительной записке к законопроекту.
В правительстве назвали «актуальной» саму идею поправок (в контексте борьбы с угонами), но обратили внимание на то, что машину могут украсть без цели хищения, а просто «покататься», поэтому необходимо все-таки разделить виды преступлений. Об этом же говорится и в отзыве комитета Госдумы по госстроительству. «Хищение может производиться без корыстных мотивов, например с целью уничтожения, издевательства, мести или на основании ошибочного представления подозреваемого о своем праве собственности на автомобиль (например, при разделе имущества) и так далее»,— пишет глава комитета Павел Крашенинников.
Верховный суд обратил внимание на то, что в случае принятия законопроекта все ранее осужденные по ст. 166 УК РФ будут освобождены от наказания (в соответствии со ст. 10 УК РФ). Законопроект, пролежав в Госдуме два года, был отклонен парламентом в середине февраля 2018 года.