Обновлено 18:00

«Газпром» расторгает контракты с «Нафтогазом»

Спор переходит в полноценный газовый кризис

«Газпром» неожиданно объявил о намерении расторгнуть контракты с «Нафтогазом» на поставку и транзит газа в рамках разбирательства в Стокгольмском арбитраже. Свое решение компания объясняет несправедливым решением арбитража по спору по транзиту. Такой шаг «Газпрома» переводит ситуацию из сложной в полноценный газовый кризис, хотя о прерывании поставок формально пока речь и не идет.

Фото: Reuters

«Газпром» объявил о решении расторгнуть оба контракта с «Нафтогазом» от 2009 года — и на поставку, и на транзит. «''Газпром'' вынужден немедленно начать процедуру расторжения контрактов с НАК ''Нафтогаз Украины'' на поставку и транзит газа в Стокгольмском арбитраже»,— приводятся в сообщении компании слова ее главы Алексея Миллера.

Это решение он объясняет тем, что Стокгольмский арбитраж, «руководствуясь двойными стандартами, принял ассиметричное решение по контрактам на поставку и транзит газа с НАК ''Нафтогаз Украины''». «Газпром» отмечает, что «арбитры аргументировали свое решение резким ухудшением состояния украинской экономики».

«Мы категорически против того, чтобы за наш счет решались экономические проблемы Украины. В такой ситуации продолжение действия контрактов для ''Газпрома'' является экономически нецелесообразным и невыгодным»,— говорится в сообщении компании.

Тот факт, что расторжение контрактов будет проходить в рамках арбитражной процедуры, означает, что это будет сделано не сразу. Но фактически это значит как минимум, что «Газпром» не собирается начинать поставки газа «Нафтогазу» и, более того, оставляет за собой право прекратить транзит. Это крайне рискованное и жесткое решение потенциально ставит под угрозу выполнение контрактов «Газпрома» по поставкам газа в Европу, что всегда называлось компанией ее главным приоритетом.

В обоих контрактах «Газпрома» и «Нафтогаза» предусмотрена стандартная арбитражная оговорка, согласно которой спорные вопросы, а также вопросы расторжения контракта рассматриваются в Стокгольмском арбитраже. Начало арбитражного разбирательства возможно не ранее чем через 30 дней после начала переговоров между сторонами (если они не привели к успеху). В «Нафтогазе» заявили, что пока не получали от «Газпрома» документов о расторжении контрактов — если они поступят в ближайшие дни, то процедура в Стокгольме сможет стартовать в начале апреля.

По оценке опрошенных “Ъ” юристов, срок рассмотрения данного спора составит, вероятнее всего, не менее года.

Причем «Газпрому» как стороне, желающей расторгнуть контракты, нужно будет обосновать арбитрам причины расторжения, например, доказать, что «Нафтогаз» допустил существенные нарушения условий контрактов, говорит генеральный секретарь Российской арбитражной ассоциации Роман Зыков. Он отмечает, что предыдущие решения арбитражей по спорам «Газпрома» и «Нафтогаза» арбитры не обязаны учитывать — хотя стороны и могут приводить их в качестве аргументов в пользу своей позиции, в окончательном решении арбитры не могут ссылаться на итоги других арбитражей. Господин Зыков отмечает, что «Газпром», теоретически, может попытаться наложить обеспечительные меры — попросить арбитров снять с него обязательства по контрактам до решения спора по существу.

То есть, у «Газпрома» есть возможность избежать поставок газа «Нафтогазу» (которые он в принципе обязан обеспечивать по решению арбитража по контракту на поставку газа), а также не выполнять решение арбитража по транзиту, которое требовало от компании транзитировать через украинскую газотранспортную систему не менее 110 млрд кубометров в год (в 2017 году транзит составил 93,5 млрд кубометров).

Директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов в эфире “Ъ FM”

Стокгольмский арбитраж к Украине применяет одни правила, к «Газпрому» — другие, при этом называет сумму штрафа для российской компании, даже не объясняя, на основании чего она вообще рассчитана, потому что в контракте никаких исходных цифр для этой математики не было. В этом плане «Газпром» действительно, на мой взгляд, обиделся на эту историю, и, я думаю, поступил так — раз вы, собственно, стали действовать по правилам, мы тоже по ним будем играть...

Смотреть

Юрий Барсуков

Как начался новый газовый конфликт между Россией и Украиной

Долгожданное решение Стокгольмского арбитража вместо того, чтобы положить конец спорам «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», видимо, развязало новую газовую войну между Москвой и Киевом. Российская монополия отказалась начать поставки газа на Украину, ссылаясь на отсутствие дополнения к контракту, а Киев пригрозил новыми исками и арестом активов «Газпрома» в случае неуплаты назначенных арбитражем $2,6 млрд.

Читать далее

Вся лента