Москва третирует Рим
«Российский след» нашли и в итальянской политике
В Италии завтра пройдут парламентские выборы. Фавориты — правоцентристский блок во главе с экс-премьером Сильвио Берлускони и лидером «Лиги Севера» Маттео Сальвини. Оба политика ранее не раз критиковали санкции в отношении РФ. При этом накануне дня голосования европейские СМИ объявили, что Москва якобы пыталась вмешаться и во внутренние дела Италии — провела в Twitter кампанию мобилизации правого электората, акцентируя внимание на недостатках миграционной политики нынешнего правительства. Между тем уповать на серьезное изменение итальянского внешнеполитического курса России не стоит: как заявил “Ъ” председатель Европарламента Антонио Таяни, согласившийся стать премьером Италии в случае победы правоцентристской коалиции, в вопросе санкций он не намерен идти против общей позиции ЕС.
Миграционная угроза
О том, что Россия вмешивалась (и, вероятно, продолжает вмешиваться) во внутренние дела Италии, сообщила испанская газета El Pais со ссылкой на исследование международной компании Alto Data Analytics. Эксперты проанализировали более 1 млн сообщений на тему «Иммигранты и Италия», которые были написаны 98 тыс. пользователей соцсетей (в первую очередь Twitter). Опубликованы они были в период с 1 февраля по 31 июля 2017 года.
Из анализа следовало, в частности, что положительную коннотацию имели 27% сообщений в Twitter, а отрицательную — 68%. Причем твиты, в которых критиковались мигранты и миграционная политика Рима, чаще всего содержали ссылки на материалы российского агентства Sputnik на итальянском языке. Среди них — статьи с заголовками «Хаос с иммигрантами — начало социальной войны» и «К 2065 году квота на мигрантов в Италии может превысить 40% от общего населения страны». Публиковались такие материалы и на других ресурсах. El Pais утверждает, что речь идет о «стратегии по дестабилизации ситуации в Италии».
Безопасность и иммиграция остаются, по данным социологов, вторым и третьим (вслед за работой) вопросами из тех, что волнуют итальянскую общественность. И эту тему активно используют правые политики — в том числе те, которые входят в созданную к воскресным выборам коалицию, возглавляемую экс-премьером Италии Сильвио Берлускони, лидером евроскептической партии «Лига Севера» Маттео Сальвини и Джорджей Мелони («Братья Италии»).
Российская сторона отрицает возможное влияние на выборы в третьих странах. «Мы такой деятельностью не занимаемся. Это противозаконно, и суверенитет других стран должен соблюдаться при любых обстоятельствах. В этом наша позиция отличается от позиций многих других западных стран»,— заявил “Ъ” глава комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев. Он также предположил, что «через газетную утку» политические конкуренты партий Сильвио Берлускони и Маттео Сальвини пытаются «приклеить к ним ярлык чуть ли не иностранных агентов». «Это фактор недобросовестной, некачественной политической конкуренции. Очень грязной»,— заключил господин Косачев.
«Бесполезные, злодейские и самоубийственные санкции»
Так или иначе, но победа правоцентристов стала бы для Москвы приятной новостью. Маттео Сальвини, например, на прошлой неделе заявил, отвечая на вопрос «РИА Новости»: «Одним из моих первых государственных визитов после победы будет поездка в Россию». И добавил: «Первым предложением, которое мы вынесем на обсуждение европейских властей в Брюсселе, станет отмена бесполезных, злодейских и самоубийственных санкций против России». Сильвио Берлускони также ранее говорил, что санкции наносят вред самому ЕС.
Между тем эксперты склоняются к тому, что исходящие от лидеров правого блока обещания добиться снятия с России санкций скорее стоит воспринимать как предвыборную риторику. «Партии Сальвини и Берлускони действительно выступают за отмену антироссийских санкций. Но если провести детальный анализ, насколько последовательно эти партии проводят линию поддержки России, то можно сказать: они проголосуют за отмену санкций только в том случае, если им это будет выгодно»,— заявила “Ъ” преподаватель МГИМО Елена Маслова. Она отметила, что «позиция партий по российскому вопросу — это такой яркий лозунг, который помогает обратить на себя внимание избирателей», и не более того. В свою очередь, директор аналитического центра Vision & Global, политолог Тиберио Грациани заверил “Ъ”: «Уповать на изменение итальянской внешней политики не стоит. Кто бы ни победил, Италия будет придерживаться линии ЕС и НАТО, хотя, безусловно, и стараясь развивать двусторонние отношения с Россией».
Это подтвердил “Ъ” и председатель Европарламента Антонио Таяни, который накануне дал согласие на то, чтобы стать премьером Италии в случае победы правоцентристов. На вопрос о том, сможет ли в ближайшем будущем Италия добиться снятия с России санкций, он ответил шаблонной фразой, что это прерогатива ЕС, но Италия предпримет в этом направлении необходимые шаги.
Из Европарламента в Рим
Заявление Антонио Таяни о готовности стать кандидатом правоцентристов стало фактором, который может существенно повлиять на итог голосования. На протяжении нескольких месяцев социологи утверждали, что никому из участников предвыборной гонки не удастся получить парламентское большинство. Но к концу февраля появился новый сценарий: оказалось, что на то число парламентских кресел, которое дает возможность сформировать правительство, претендует правоцентристский блок. «Исход выборов решат голосования в 35 избирательных округах южных областей, где правому центру предстоит побороться с "Движением 5 звезд"»,— заявил накануне “Ъ” руководитель социологического центра Quorum / YouTrend Лоренцо Прельяско. При этом он добавил, что 45% потенциальных избирателей не определились с предпочтениями.
Опрошенные “Ъ” эксперты отметили, что многие итальянцы разочаровались в «Движении 5 звезд». В последнее время этот символ борьбы с системой становится все больше похожим на обычную партию. «Убежден, что Италия должна остаться в НАТО»,— неожиданно заявил в ходе кампании лидер «пятизвездочников» Луиджи Ди Майо. Снят с их повестки и вопрос о выходе Италии из зоны евро.
Что касается правоцентристов, то многих итальянцев смущало отсутствие между ними единства. У этого блока слишком разные лидеры. Например, Сильвио Берлускони — европеист, Маттео Сальвини — апологет выхода Италии из ЕС и еврозоны, а Джорджа Мелони придерживается националистически-популистских взглядов. Многие пророчили правоцентристскому объединению распад сразу после выборов. «Таяни же идеально объединит правоцентристскую коалицию»,— заявил “Ъ” политический обозреватель Пьеро Скьявацци. Кандидатура председателя Европарламента должна успокоить ту часть электората, которая опасалась, что в случае победы лидера «Лиги Севера» Маттео Сальвини Италия свернет на дорогу евроскептицизма.
Первоначальная договоренность внутри блока была такова: кандидатом в премьеры станет тот, кто из его участников наберет больше всего голосов. Впрочем, исключая Сильвио Берлускони, который не имеет возможности баллотироваться сейчас в связи с судимостью. При этом 81-летний политик напомнил, что сможет сделать это через год: по его словам, к этому времени в Италии могут подоспеть новые, досрочные выборы.
Как распространялись по миру обвинения против России
Через год после президентских выборов в США тема предполагаемого российского вмешательства из сугубо американской превратилась в евроатлантическую.“Ъ” подготовил обзор стран, до которых, по мнению их властей, уже дотянулась «рука Москвы».