Лес поставят на колеса
«СДС-маш» запустил производство лесных железнодорожных платформ
На заводе «Кемеровохиммаш» налажен выпуск лесных железнодорожных платформ. Производственная мощность новой линии — 1,2 тыс. единиц в год, инвестиции — 100 млн руб. По мнению аналитиков, потенциальный объем спроса со стороны российских покупателей на платформы в ближайшие три года может составить около 7 тыс. единиц: перевозка лесных грузов в последнее время растет.
Вчера на заводе «Кемеровохиммаш» (филиал АО «Алтайвагон», входит в отраслевой холдинг «СДС-маш») запущена новая линия по производству железнодорожных платформ для транспортировки леса. Производственная мощность линии — 1,2 тыс. вагонов в год. Инвестиции составили около 100 млн руб.
Решение о производстве платформ-лесовозов на «Кемеровохиммаше» было принято в конце 2017 года. Как сообщили “Ъ-Сибирь” в ХК «Сибирский деловой союз», тогда же закупили оборудование. Тестовый запуск линии состоялся в январе этого года, к марту выпущена партия в 30 платформ.
«Кемеровохиммаш» с 2004 года производит полувагоны, цистерны, рулоновозы, различные виды железнодорожных платформ. Поэтому, по словам президента ХК СДС Михаила Федяев, новая производственная линия была построена всего за четыре месяца. «На "Кемеровохиммаше" 50% от общего производства будут составлять платформы, 50% — продукция для химического машиностроения»,— сказал он.
Грузоподъемность платформы модели 13-2114-07 — 66 т. Она предназначена для перевозки лесных грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. «Всего до конца 2018 года запланировано произвести 1,2 тыс. платформ. Это позволит получить 2,5 млрд руб. выручки для предприятия»,— рассказал гендиректор ХК «СДС-маш» Александр Мирошник. Крупными потребителями платформ «Кемеровхиммаша» станут «Рэйл крафт», «Вятка танском», «АВС-лизинг», а также казахстанская компания «Астана транс ойл». Контракты на поставки платформ-лесовозов подписаны на три года вперед.
Генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров констатирует, что сегодня совокупный парк лесовозных платформ в России превышает 25 тыс. единиц. При этом спрос смещается в сторону инновационных: в 2016 году их доля составила всего 9%, сейчас — более 50%. Крупнейшим производителем платформ-лесовозов в 2017 году, по его данным, был Тихвинский вагоностроительный завод (1126 инновационных платформ с увеличенной осевой нагрузкой), «Энгельсский ЗМК» (490), «Алтайвагон» (420) и «Уралвагонзавод» (221). Ориентировочная рыночная стоимость одной типовой лесовозной платформы 2,5−2,6 млн руб. без НДС, говорит господин Бурмистров.
Эксперты прогнозируют, что даже с появлением новых производственных мощностей «Кемеровохиммаша» для «Алтайвагона» останется ключевая проблема: отсутствие собственной тележки с осевой нагрузкой 25 т на ось. «Ранее завод использовал тележку 18-194 производства УВЗ, что в условиях переориентации покупателей платформ на инновационный подвижной состав может привести к недозагрузке производственных мощностей уже в 2019−2020 годах»,— прогнозирует господин Бурмистров.
Эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев говорит, что в 2017 году в России было произведено 11,59 тыс. железнодорожных вагонов-платформ — в 3,3 раза больше, чем в 2016 году. «Такой высокий темп роста обусловлен ростом спроса перевозчиков как следствие масштабного списания старого вагонного парка, а также роста перевозок грузов по железной дороге»,— поясняет господин он. Перевозки лесных грузов по железной дороге растут, что в свою очередь требует большего количества платформ-лесовозов. По данным господина Калачева, погрузка леса на железной дороге выросла в 2017 году на 2,5% до 43 272 тыс. т, а по сравнению с 2013 годом рост составил 21,3%. В январе 2018 года по железной дороге было перевезено 3,4 млн т лесных грузов — это на 5,8% больше января 2017 года и на 31,6% больше января 2013 года.
По прогнозам Михаила Бурмистрова, потенциальный объем спроса со стороны российских покупателей на лесовозные платформы в ближайшие три года может составить около 7 тыс. единиц.