Освобождение от артистических обязанностей
Джей-Джей Йохансон выступил в Петербурге
В музей современного искусства «Эрарта» швед Джей-Джей Йохансон привез презентацию нового альбома «Bury the Hatchet». Макс Хаген считает, что это лучшая пластинка музыканта за последние лет десять.
Джей-Джея Йохансона в России любят, пожалуй, больше, чем где бы то ни было: теплый прием ему здесь обеспечен всегда. Его нордический трип-хоп — подмороженный и трогательный — пришелся кстати в 1990-х. Любили его и потом — в образе андрогинного синтетика времен диска «Antenna» (2002), это был, пожалуй, самый активный период увлечения Йохансона поп-музыкой. После альбома «Self-Portrait» 2008 года шведский Пьеро будто слегка оттаял и перестал принимать картинные позы. Из-под грима вышел милый, вечно смущенный мужчина.
Если в прошлом альбоме «Opium» (2015) Йохансон с переменным успехом попробовал тряхнуть трип-хоповой стариной, то вышедший осенью 2017-го «Bury the Hatchet» получился почти акустическим. Электроника появляется на нем все больше тончайшими россыпями в ритмических партиях. Замечательная заглавная песня и вовсе будто бы ободрана до самых фортепианных косточек. А «November» звучит как шансон — в хорошем и правильном смысле — с чуть подпрыгивающим ритмом. Самой электронной и занятной вещью альбома стала «Rainbow». Это дуэт с Люси Белль Гатри — дочерью гитариста Cocteau Twins Робина Гатри и вокалистки Элизабет Фрейзер. Гатри и раньше подкидывал Йохансону то атмосферы, то гитарных каскадов. Вот и дочка папу и маму не подвела.
Вполне возможно, если бы не погода, на петербургский концерт Йохансона пришло бы больше зрителей. Однако в музей современного искусства «Эрарта» все желающие двигались бодрой спортивной ходьбой, а на обратном пути спортивная ходьба норовила превратиться в забег рысцой. Надо полагать, что до глубин Васильевского острова добрались самые верные и стойкие поклонники шведского музыканта — они заполнили половину театрально-концертной площадки.
Правда, выражение «презентация нового альбома» в случае с петербургским концертом Йохансона оказалось слишком громким. Из «Bury the Hatchet» было сыграно совсем немного вещей, зато чуть ли не половину программы составили песни из альбомов «Whiskey» (1996) и «Poison» (2000). В целом же исполненная на концерте музыка была приведена к общему знаменателю: не трип-хоп и не электропоп, а симпатичный шведский шансон. Атмосфера в зале была почти камерной. По большому счету Йохансону можно было бы уже играть квартирники. Когда он и клавишник наддавали электроники, это выглядело лишним и вынужденным. К тому же низкие частоты оказались отстроены так, что их хватило бы на три группы Massive Attack. И когда под конец выступления заиграла самая оживленная и почти танцевальная по сравнению с остальными вещь «Rocks in Pockets» 2007 года, сердца могли биться ровно в такт басу.
Большую часть сцены во время выступления занимал клавишник Эрик Янссон за роялем и электропиано Rhodes, главный герой вечера был подвинут на правый фланг. В помятой рубашке, длинный и будто все время чуть стесняющийся публики, он всем видом транслировал хрупкость песен. Видеорядом зачем-то стал фильм Годфри Реджио «Powaggatsi», который так и крутился весь концерт — кажется, даже задом наперед. Можно было, наверное, пытаться извлечь из этого смыслы, но выглядело все так, будто певец хотел спрятаться на фоне крестьян из третьего мира, появлявшихся на экране. Зато не прошло и пяти минут после окончания концерта, как Йохансон оказался в зале и, окруженный поклонниками и освободившийся от артистических обязанностей, принялся облегченно болтать и подписывать пластинки.