«Вы представляете, если президентом станет кто-то другой?»

Минтимер Шаймиев посетил избирательный штаб Владимира Путина в Казани

Первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что не нужно «политизировать» вопрос преподавания национальных языков в школах, который был поднят в республике в конце прошлого года. Об этом он заявил после встречи с волонтерами в региональном избирательном штабе Владимира Путина. Господин Шаймиев выразил «обеспокоенность» ситуацией, отметив, что «татарское население вопрос по языкам задает», однако полагает, что федеральный центр и власти республики «смогут найти решение». Несмотря на сложные отношения с Москвой, которая отказалась продлевать с Казанью договор о разграничении полномочий, Минтимер Шаймиев «не представляет» иного человека на посту президента РФ, кроме Владимира Путина.

Фото: Кирилл Антонов

Бывший президент Татарстана, ныне госсоветник республики Минтимер Шаймиев не видит альтернативы Владимиру Путину на посту президента России. Об этом он заявил в пятницу по итогам встречи с волонтерами и доверенными лицами господина Путина в его избирательном штабе в Казани. «У меня вообще не возникает этого вопроса. Я уже не первый раз становлюсь доверенным лицом Владимира Владимировича Путина. Он всегда поддерживал нашу созидательную деятельность, что, в конечном итоге, приводит к прекрасным результатам развития Татарстана», - сказал господин Шаймиев, отвечая на вопрос «Ъ-Казань». Экс-глава республики подчеркнул, что «от добра добра не ищут»: «Кто-то из вас представляет, чтобы президентом был после 18 марта 2018 года кто-то иной? Я, может, уже пожилой человек, но я не представляю». По словам госсоветника, Владимира Путина «благодарить надо, что он пошел (на четвертый срок – "Ъ-Казань")». «Я над чем задумался? Дай бог ему здоровья. А если не будет этого — кому вести сейчас страну?»— заключил господин Шаймиев.

Напомним, Минтимер Шаймиев был президентом Татарстана четыре срока подряд, в отставку ушел в 2010 году. В 2000 году господин Шаймиев входил в состав инициативной группы по выдвижению кандидата Путина на первый президентский срок. В последние две президентские кампании Минтимер Шаймиев является доверенным лицом Владимира Путина.

В 2017 году взаимоотношения между Татарстаном и федеральным центром были непростыми. Летом истек срок действия договора о разграничении полномочий между Казанью и Москвой, подписанного в 2007 году Минтимером Шаймиевым и Владимиром Путиным. Это был второй по счету договор (первый был заключен в 1994 году). Федеральный центр отказался от пролонгации соглашения и подписания третьего договора. А осенью прокуратура по поручению Владимира Путина начала проверки в школах. Надзорные органы потребовали исключить татарский язык из обязательной части школьной программы. Власти Татарстана изначально настаивали на том, что государственный язык республик должен преподаваться в обязательном порядке. Однако в итоге Госсовет одобрил рекомендации Минобрнауки РФ, согласно которым госязыки российских субъектов могут изучаться в школах не более двух часов в неделю и только с письменного согласия родителей.

Минтимер Шаймиев в беседе с «Ъ-Казань» отметил важность договорных отношений республики и федерального центра. Он вспомнил, как «в самые смутные годы Татарстан и наш многонациональный народ вел себя достойно», хотя «мы, как говорится, прошли по острию лезвия». По словам экс-президента, до принятия договора о разграничении полномочий Татарстан «находился вне правового поля», поскольку отказался подписать федеративный договор и не участвовал в выборах в Госдуму и Совет Федерации. «Надо было видеть обстановку: каждый день на площади Свободы, отдельно прилегающих улицах, было полно людей — все требовали полной независимости»,— напомнил господин Шаймиев. Бывший глав республики подчеркнул, что благодаря договору «мы нашли путь сделать все не через кровопролитие» и «мы спасли Россию»: «Договор сыграл решающую роль, чтобы успокоить население».

Господин Шаймиев отметил, что, согласно Конституции России, республики имеют право устанавливать государственные языки: «Это все в соответствии со статьями конституции. И в нашей конституции — татарский язык наравне с русским является государственным языком». По его словам, власти Татарстана «все эти годы руководствовались только этим»: «А как иначе?». Он вспомнил, что вопрос преподавания языков в национальных республиках поднимался и ранее, но в 2008 году совещание в Казани с участием бывшего министра образования и науки РФ Андреем Фурсенко «закончилось ничем». Вопрос языка Минтимер Шаймиев назвал «болезненным». Он уверен, что в преподавании национальных языков в школах «нет нарушения Конституции»: «Министерство образования должно остыть и продолжать работать над этим».

При этом Минтимер Шаймиев согласился, что «насильственное изучение языка бесполезно». «Как говорится, силом мил не будешь». В то же время экс-президент напомнил, что татарский относится к тюркской группе языков, которые распространены в «огромном количестве стран»: «Необходимо вести разъяснительные работы: спокойно, постепенно создавать условия. Если мы будем три языка давать, дети будут ходить. Знать разговорный язык — это доступно, это возможно». Что касается преподавания русского языка, то госсоветник уверен, что «мы его все знаем и должны знать» и «это не подлежит обсуждению». Он также добавил, что «язык матери не дается по указанию», однако «не нужно политизировать» языковой вопрос.

В заключении господин Шаймиев выразил уверенность, что федеральный центр и власти республики «смогут найти решение»: «Татарское население вопрос по языкам задает. Я говорю с обеспокоенностью, но уверен, что мы эти вопросы сможем решить». Госсоветник подчеркнул, что «мы должны дорожить, что так живем». «Ведь пока не потеряешь, не поймешь. А нам не надо терять. Если уж мы прошли 1990-е годы, самые острые моменты, и хватило у нас разума, то и тут решим вопрос»,— заключил экс-глава Татарстана. После общения с волонтерами и прессой господин Шаймиев провел встречу с активистами татарских движений, где также обсуждался вопрос сохранения татарского языка.

Кирилл Антонов

Вся лента