Бизнес больше не пойдет в офисы Сбербанка
Предприниматели теперь смогут получить финансирование онлайн
Сбербанк начал выдавать кредиты малому и среднему бизнесу онлайн. При наличии электронной квалифицированной подписи клиент может получить деньги без похода в офис банка. Внедрение нового подхода позволило банку сократить на текущем этапе срок подачи заявки на кредит в три раза, рассказал “Ъ” старший вице-президент, руководитель блока «Корпоративный бизнес» Сбербанка Анатолий Попов.
Аналогичных решений, по словам господина Попова, на рынке пока еще нет. Ранее предприниматели могли рассчитывать только на онлайн-заявку, которая скорее была формой запроса для обратного звонка, или на взаимодействие с клиентским менеджером по электронной почте.
В самом Сбербанке ранее предприниматель должен был оставить запрос на сайте или приехать в офис банка, чтобы получить финансирование. Ему потребовалась бы консультация клиентского менеджера или, в специфичных случаях, кредитного аналитика. «От менеджера требовалось не только хорошее знание продуктов банка, но и глубокое понимание бизнеса клиента, чтобы правильно подобрать кредит. Иногда проще предложить знакомое решение, чем выбрать лучшее»,— рассказал господин Попов. Далее список необходимых документов высылался клиенту на почту. «К сожалению, клиентам далеко не всегда удавалось корректно заполнить анкету и принести в банк все документы с первого раза. В итоге процесс подачи заявления затягивался на длительный срок»,— отметил он.
Новая система, по словам господина Попова, сама предлагает клиенту на выбор отвечающие его задачам и потребностям продукты, самостоятельно вносит за клиента в заявление всю известную о нем, в том числе из открытых источников, информацию. Ему остается только проверить ее актуальность и подтвердить. Система подсказывает клиенту, какой залог банк может принять в качестве обеспечения по конкретному продукту, по каким программам потребуются поручители. Далее предпринимателю остается загрузить требуемые документы. «Если он понимает, что у него на руках нет того или иного документа, а деньги нужны в сжатые сроки, то он всегда может вернуться назад и выбрать другой продукт»,— пояснил господин Попов.
Клиенты, у которых есть электронная квалифицированная подпись, могут оформить кредит полностью онлайн. Если такой подписи нет, то предпринимателю нужно будет принести часть оригиналов в офис банка и подписать документы. Также не смогут получить кредит без посещения офиса те предприниматели, которые не являются клиентами Сбербанка,— им придется пройти процедуру идентификации.
Срок оформления кредита зависит от продукта и специфики бизнеса клиента: от одного дня для микробизнеса с простым кредитом и до 10–15 дней для сложных сделок. В частности, если клиент берет кредит с обеспечением в форме залога, потребуется время на его регистрацию в Росреестре. «Внедрение нового подхода позволяет сократить сроки подачи документов в банк для оформления кредита более чем в три раза»,— уверяет господин Попов.
Банк не раскрывает информацию об экономической эффективности проекта. В частности, по словам господина Попова, внедрение онлайн-кредитования не приведет к сокращениям. «Онлайн-формат взаимодействия и упрощение процесса позволят банку существенно нарастить объемы финансовой поддержки бизнеса в этом году. Мы инвестируем высвободившееся время наших сотрудников для общения с большим числом предпринимателей, нуждающихся в получении финансирования»,— заявил он.
Сбербанк в 2017 году выдал малому и среднему бизнесу кредиты на сумму более 1,3 трлн руб., что примерно на 60% превышает показатель 2016 года. Средний срок кредитования составил 3,5 года. Всего в банке на обслуживании находятся более 2 млн клиентов, которых он относит к сегменту малого и среднего предпринимательства.
Адаптация к положительным кредитным ставкам проходит болезненно
Пока неизвестно, сколько лет будет идти адаптация к новым условиям, но уже первые ее последствия необычны — это кризис средних компаний и «тени», новый рост госсектора, в том числе в банковской сфере, взрыв в ипотечном кредитовании, быстрая цифровизация розницы и в целом мода на цифровые инновации