Отложенный праздник
Александр Горбунов пытается угадать будущего вратаря года
В восьми матчах возобновившегося чемпионата России 16 команд премьер-лиги забили всего 11 мячей. Столь невысокую результативность "обеспечили" не только ошибки форвардов, но и блестящая игра голкиперов, среди которых был, несомненно, и будущий лауреат традиционного приза "Огонька" "Вратарь года"
Кто он? Ответить на этот вопрос сейчас не представляется возможным. Читатели, участвующие в опросе на нашем сайте, пока отдают предпочтение вратарю Александру Довбне, но это скорее следствие невероятной активности поклонников хабаровского СКА, нежели отражение реального положения дел на вратарском фронте: в 19 матчах Довбня пропустил 33 гола — худший показатель в лиге.
На данный момент в чемпионате сыграли 30 голкиперов. Из них лишь 11 можно назвать "первыми номерами" в своих командах. Среди этих 11 — тройка основных претендентов на место в заявочном списке сборной России на чемпионат мира и, на мой взгляд, на приз "Огонька": Игорь Акинфеев (ЦСКА), Андрей Лунев ("Зенит") и Александр Селихов ("Спартак"). Все трое, к слову, первые матчи после перерыва сыграли "на ноль". И если у Акинфеева в домашней встрече с "Уралом" особой работы не было, то и Селихову (в игре с "Локомотивом"), и Луневу (в матче с "Амкаром") пришлось потрудиться изрядно.
А больше всего в начале марта, признаться, удивил "Зенит". Прежде всего, неважной, мягко говоря, готовностью команды, которая несколько недель в январе — феврале провела на тренировочных сборах за границей и превосходно укомплектована.
По комплектованию, впрочем, у главного тренера "Зенита" Роберто Манчини есть вопросы к тем клубным работникам, в том числе, надо полагать, и к руководителям, которые занимаются трансферами. "Мы,— сказал итальянец,— не получили всех тех игроков, которых хотели". Сложно сказать, кого еще хотел видеть в команде Манчини, но летом прошлого года, когда итальянский специалист приступил к работе в Санкт-Петербурге, в "Зенит" пришли 14 новых футболистов, а минувшей зимой — еще 5. Среди новичков — 5 футболистов сборной РФ (всего теперь в "Зените" 9 кандидатов в российскую сборную) и 5 аргентинцев, уже игравших в составе национальной команды этой страны и претендующих на поездку в Россию на чемпионат мира. На трансферы "Зенит" потратил при Манчини около 100 млн евро — почти вдвое больше, чем остальные 15 клубов российской премьер-лиги.
Сверхукомплектован и тренерский штаб петербургского клуба — Манчини помогают четыре ассистента главного тренера, два тренера по физподготовке и два тренера по работе с вратарями. Шестеро из девяти специалистов — иностранцы.
И вот в стартовом матче финальной части чемпионата самый богатый клуб России, в составе которого на каждую позицию претендуют по два равноценных футболиста и скамейка запасных которого заполнена игроками сборных разных стран, не в состоянии справиться на своем стадионе с дышащим на ладан пермским "Амкаром".
У "Амкара" серьезные проблемы с финансированием: возникали даже опасения, что команда может не доиграть чемпионат. И тем не менее пермские футболисты дали в Санкт-Петербурге бой "Зениту", показав попавшим в тепличные условия российским и аргентинским сборникам, как надо играть — с полной отдачей, на пределе волевых ресурсов. Противопоставить пермякам хозяева поля сумели лишь (причина тому — невысокий уровень готовности, породивший бессилие) грубую игру: полузащитник Александр Ерохин и капитан "Зенита" защитник Доменико Кришито были удалены с поля. Во вратаря гостей полетели с трибуны монеты, зажигалки и даже файер.
Роберто Манчини после неудачи (0:0 дома) пошел по стопам предшественников — Виллаша-Боаша и Луческу — и "пермский конфуз", не вдаваясь в футбольные составляющие матча, о которых его спрашивали репортеры, полностью свалил на судейство: он назвал его "катастрофой". Можно подумать, будто это не зенитовские "звезды", а судья Владимир Сельдяков, руководствовавшийся в работе только правилами игры и не державший в уме громкое имя питерского клуба, всего три раза за полтора часа попал в створ ворот "Амкара" и не забил ни одного гола.
Не сумев обыграть "Амкар" на поле, "Зенит" подал протест, требуя аннулировать результат и назначить переигровку. Повод для протеста смехотворный: арбитр уже в добавленное время (на 96-й минуте!) показал защитнику "Амкара" Зайцеву, получившему в борьбе с соперником травму, вторую желтую карточку, но забыл при этом достать из кармана красную. Травмированный Зайцев в оставшиеся две минуты на поле не вернулся, а судья факт удаления в протоколе матча зафиксировал.
Хотелось бы, конечно, видеть год чемпионата мира в России праздничным (в том, что касается футбола) с самого его начала, но, к сожалению, организационные неурядицы перебрались в него из прошлого.
Кубковые четвертьфиналы проходили, например, в последние дни февраля в жуткую погоду на жутких полях в Хабаровске (2405 зрителей), Перми (2000) и Санкт-Петербурге ("Тосно" играл на малой спортивной арене старого стадиона "Петровский" в присутствии 300 человек).
"Спартак" прилетал на четвертьфинальную встречу Кубка РФ с "Крыльями Советов" в Самару, но играть не стал (сильный мороз) и, настояв на переносе игры на начало апреля, отправился в Москву. Никто не объяснил, почему этот матч, зная прогноз погоды, нельзя было отменить заранее. Хотя бы для того, чтобы спартаковские болельщики, заказавшие авиабилеты и места в самарских гостиницах, не остались внакладе.
Поле в Перми, на котором "Амкар" проиграл кубковый матч команде первого дивизиона из Курска, перед очередным туром в премьер-лиге признано специальной комиссией к игре непригодным, и встречу "Амкар" — "Арсенал" (Тула) перенесли в Уфу. Перенесли и несколько матчей, назначенных на 18 марта: а "мужики-то" (из РФПЛ), оказывается, не знали, что в этот день в стране президентские выборы и силы правоохранителей будут брошены на обеспечение порядка и безопасности — не до футбола.
Один из ключевых матчей чемпионата "Локомотив" — "Спартак" прошел в снегопад на поле, неплохо подготовленном работниками локомотивского стадиона. И все бы ничего, но играли команды мячом желтого цвета. Если уж футболистам приходилось напрягаться, чтобы его увидеть на заснеженном поле, то телезрители иной раз могли лишь догадываться, где мяч. Почему не играли ярким — оранжевым или красным — мячом? Только потому, что в контракте с фирмой — производителем мячей иной цвет работники РФПЛ, живущие в России и не понаслышке знающие, что в феврале-марте в стране иногда выпадает снег, не предусмотрели. После игры "Локомотив" — "Спартак" из РФПЛ сообщили, что уже начаты "новые консультации со спонсорами, чтобы понять (!), что, когда и как надо сделать для улучшения свойств контрастного мяча для чемпионата России".
Изрядно повеселила Российская премьер-лига и сообщением ее руководителя Сергея Прядкина о том, что ведутся переговоры о проведении матча за Суперкубок России (играть будут чемпион страны и обладатель кубка) не где-нибудь, а в... Катаре. "Катар,— уверенно сказал Прядкин,— это хороший вариант с точки зрения популяризации нашего футбола". Речь идет об июле-августе, когда температура в этой стране достигает 50 градусов. Дома, понятно, в это время года играть негде (будто не для своих команд построены новые стадионы). Дома можно играть в феврале и марте желтыми мячами. А в Катаре, между прочим, даже матчи чемпионата мира - 2022 перенесены с летних месяцев на ноябрь-декабрь.
Претенденты на титул
Лучшие вратари в сезоне-2017/18 по результатам промежуточного читательского голосования на сайте "Огонька", в процентах от общего числа голосов. Голосование продолжается