Страна победившего афрофутуризма
На экранах "Черная Пантера" Райана Куглера
В прокат вышла "Черная Пантера" режиссера Райана Куглера — восемнадцатый фильм исполинской киновселенной студии Marvel. Заметные отличия картины от прочих супергеройских боевиков перечисляет Юлия Шагельман.
"Черная Пантера" — 200-миллионная сага о короле далекой африканской страны Ваканда, который борется со злом, напялив высокотехнологичный кошачий костюм,— побила несколько кассовых рекордов, едва успев выйти на американские экраны. Фильм стартовал с невероятными $192 млн, заняв пятое место в истории по сборам за первый уикенд. На сегодняшний день лента Райана Куглера уверенно держится на первом месте в мировом прокате, собрав уже больше $700 млн, из которых больше $400 млн только в США.
Такой фантастический успех, конечно, объясняется сметкой марвеловских демиургов, превращающих в золото все, к чему прикасаются, но в этот раз не только ею. "Черная Пантера" — первый фильм о чернокожем супергерое, снятый чернокожим режиссером и с почти полностью чернокожим кастом (белых актеров тут всего двое: один играет плохого парня, второй — хорошего, чтобы никому не было обидно), да еще глубоко укорененный в культурном течении афрофутуризма — научной фантастики, соединяющей африканские традиции с образами утопического будущего и социальным комментарием на расовые темы. Радикальный жест, на который долго не решались крупные студии, привлек в кинотеатры новую аудиторию, обычно равнодушно пропускающую приключения сверхчеловеков в обтягивающих трико, ну а остальные подтянулись уже по привычке.
Комиксы о Черной Пантере начали выходить в середине 1960-х годов. Первые попытки перенести этого героя на экран предпринимались еще в 1990-х, когда его хотел сыграть Уэсли Снайпс, однако дальше нескольких сценарных набросков дело так и не пошло. К идее отдельной ленты об этом персонаже Marvel вернулась в 2005 году и опять не реализовала ее. И только в 2016-м Черная Пантера наконец появился на экране — в качестве второстепенного персонажа фильма "Первый мститель: Противостояние".
Действие "Черной Пантеры" начинается сразу после событий этой картины. После смерти своего отца, короля Т'Чаки (Джон Кани), молодой принц Т'Чалла (Чедвик Боузман) занимает трон Ваканды. Для окружающего мира она ловко маскируется под одну из тех shithole countries, которые как-то помянул президент Трамп, но на самом деле это процветающее царство высоких технологий, основанных на залежах инопланетного металла вибраниума. Ваканда представляет собой буйное по фантасмагорическому колориту зрелище, в котором исконные костюмы, прически и украшения Черного континента перемешаны с футуристическими интерьерами и средствами передвижения, и все это озвучено смесью этники и отборного рэпа (песни к фильму написал и исполнил Кендрик Ламар). Налицо утопическая мечта о том, какой могла бы быть Африка, куда не ступала нога белого колонизатора, противопоставленная убогой реальности неблагополучного калифорнийского Окленда, где происходит часть действия (и откуда родом режиссер Куглер).
Помимо прочего, Ваканда еще и страна победившего феминизма, в которой женщины играют не менее важные роли, чем мужчины. Сестра Т'Чаллы принцесса Шури (Летишиа Райт) занимается технологическим развитием Ваканды и играет при брате роль этакого Кью при Бонде, его возлюбленная Накия (Люпита Нионго) — продвинутая шпионка с независимым характером, а королевский спецназ, состоящий только из женщин, возглавляет генерал Окойе (Данай Гурира).
Однако "Черная Пантера" не только социокультурный феномен, отражающий главные тренды текущего момента. В первую очередь это новая часть киноэпопеи Marvel со всем полагающимся арсеналом развлекательности — и в этом смысле часть едва ли не лучшая. Сценарий, во всяком случае, здесь в кои веки вполне связный, персонажи во всех отношениях колоритные, а реверансы африканской культуре обильно сдобрены отсылками к коллективному бессознательному условного среднего кинозрителя. Фильм передает сценарные и визуальные приветы "Звездным войнам", бондиане и даже трилогии "Назад в будущее", так что люди других цветов кожи все-таки не чувствуют себя чужими на этом празднике жизни. Да, к общественно-политической злобе дня авторы фильма подходят с детской непосредственностью, больше приставшей мультику "Король Лев", которым они тоже явно вдохновлялись. Но публика, тем не менее, исправно голосует дензнаками. Возможно, это характеризует не только публику, но и злобу дня тоже.