Проезд по всей форме
Краснодарские власти намерены навести порядок в работе транспорта к мундиалю
К чемпионату мира по футболу власти Краснодара обяжут перевозчиков оснастить все автобусы городских маршрутов устройствами для считывания электронных карт, одеть водителей в единую форму, а рекламу на бортах машин привести к общему виду. Также перевозчикам необходимо будет организовать централизованные стоянки для автобусов, чтобы они не парковались во дворах жилых домов и на проезжей части. Все это, кроме унифицированной рекламы, перевозчики обязаны делать и сейчас, однако большинство водителей не используют валидаторы, получая плату за проезд наличными, а автобусы до сих пор паркуются где попало. Участники рынка считают, что, если администрация не поднимет тариф на проезд, это ужесточение может привести к уходу ряда предпринимателей с маршрутов.
В департаменте транспорта и дорожного хозяйства Краснодара прошло совещание с перевозчиками городских маршрутов, на котором заместитель главы города Артем Доронин заявил, что к началу этого лета все без исключения автобусы на маршрутах кубанской столицы должны быть оснащены средствами безналичной оплаты проезда (валидаторами), водители одеты в единую форму, а формат размещения рекламных поверхностей на транспорте унифицирован. К лету власти планируют разработать единые правила оформления такой рекламы. «Наша задача — улучшить качество работы общественного транспорта и обслуживания пассажиров. Тем более что летом, во время чемпионата мира по футболу, у нас будет размещаться и тренироваться сборная Испании. Мы ожидаем большой наплыв спортивных туристов и болельщиков»,— подчеркнул чиновник.
В транспортном департаменте „Ъ-Кубань“ рассказали, что в числе обсуждаемых проблем краснодарского общественного транспорта была парковка маршрутных автобусов во дворах жилых домов и местах общего пользования. Господин Доронин заявил, что перевозчикам придется организовывать централизованные стоянки. В противном случае сотрудники департамента намерены участить рейды по выявлению нарушений парковки, оплаты и размещения рекламы. Штраф за парковку в неположенном месте составляет 1500 рублей. Что будет с нарушителями других правил, в департаменте вчера сообщить не смогли.
Краснодарские перевозчики заявляют, что экономически обоснованная стоимость проезда должна составлять от 29 до 34 рублей
Председатель правления Союза транспортников Кубани Михаил Михеев заявил, что сегодня 60—70% автобусов Краснодара уже оснащено валидаторами. Гендиректор компании «Электронный билет Кубани» Андрей Григоренко уточнил, что средства безналичного расчета есть у большинства перевозчиков, но не все ими пользуются. «Крупные транспортные компании исправно используют средства безналичной оплаты, но небольшие перевозчики предпочитают работать с наличными. Во-первых, у многих водителей есть план перед работодателем по определенной сумме в день, а во-вторых, некоторые водители, которые работают на своем автобусе, не могут договориться с перевозчиком по системе компенсации при оплате проезда картой»,— рассказал эксперт. Он также добавил, что купить валидатор и подключиться к оператору стоит порядка 5 тыс. руб.
По словам Михаила Михеева, в прошлом году 95% водителей в Краснодаре ездили в единой летней форме. В декабре прошлого года планировалось закупить зимнюю, однако этого не случилось из-за того, что городские власти сдержали тариф, констатирует перевозчик. Проезд в общественном транспорте Краснодара, напомним, подорожал до 23 руб. в декабре 2016 года. По словам перевозчиков, очередного повышения они ожидали и в прошлом году, однако этого не произошло. «Существует федеральная методика ценообразования проезда. Для Краснодара эта цифра варьируется от 29 до 34 рублей за поездку для автобусов малой вместимости»,— говорит Михаил Михеев.
Специализированные стоянки для городских автобусов определены федеральными нормативами, за неисполнение которых предусмотрены штрафные санкции. Но краснодарские власти, как считают участники рынка, не торопятся штрафовать перевозчиков, потому что тогда придется повышать тариф и включать туда расходы по оплате стоянки. По мнению председателя краснодарского отделения Объединения перевозчиков России Игоря Булавы, даже если взять в расчет 100 рублей в день за парковку одного автобуса на автостоянке, это уже отразится на кармане владельца нескольких автобусов. «А создавать свою стоянку — это неподъемные вложения для владельцев малого бизнеса. У крупных перевозчиков, которые имеют большой автопарк, и без того есть свои площади для парковки машин, а мелким это не требуется. Тем более что никому припаркованные во дворах пазики не мешают»,— уверен господин Булава.
Если администрация к лету заставит всех без исключения перевозчиков иметь валидаторы и парковаться на специальных стоянках, ряд мелких предпринимателей может уйти с маршрутов из-за нерентабельности бизнеса, считают в Союзе транспортников Кубани.
Генеральный директор одной из краснодарских компаний, работающих на городском маршруте, на условиях анонимности сообщил „Ъ-Кубань“, что его автобусы работают без устройств для считывания электронных карт и их приобретение не входит в планы перевозчика. «При существующем тарифе странно слышать от властей, что мы должны покупать валидаторы, как-то по-особенному обклеивать автобусы и строить стоянки. Мы сейчас еле сводим дебет с кредитом, потому что бензин дорожает, автобусы ломаются, а еще зарплату нужно людям платить достойную»,— резюмировал собеседник.
По данным портала «Общественный транспорт Кубани и Адыгеи», в Краснодаре помимо муниципального перевозчика работает восемь крупных компаний, обслуживающих городские маршруты общественного транспорта. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», крупнейшим перевозчиком в Краснодаре является МУП «КТТУ». Активы предприятия — 1,6 млрд руб. Активы ООО «Краснодаравтотранс» — 97,8 млн руб., ООО «Технотранс-Юг» — 87,9 млн руб., ООО «Русавтопром-Кубаньтранс» — 37,7 млн руб., ООО «СВП» — 34,9 млн руб., ООО «Кайман» — 16,3 млн руб., ООО «Мегаполис» — 3,1 млн руб.