«Мы соединяем мечту с реальностью».
Руководитель фонда «Навстречу переменам» Евгения Телицына о поддержке социального предпринимательства
В России постепенно формируется сообщество социальных предпринимателей. На февральском Российском инвестфоруме в Сочи этой теме была посвящена отдельная сессия. О том, с чем связана растущая популярность социального предпринимательства, какими качествами должны обладать те, кто хочет реализоваться в этой сфере, и на какую поддержку сегодня могут рассчитывать социальные предприниматели, в интервью „Ъ-Юг“ рассказала исполнительный директор фонда «Навстречу переменам» Евгения Телицына.
Справка:
Фонд поддержки социальных инициатив в сфере детства «Навстречу переменам» помогает российским социальным предпринимателям реализовывать лучшие детские программы. Ведет свою деятельность с 2011 года, используя в работе технологии и методики международной благотворительной организации Reach for Change, которая помогает трансформировать социально-предпринимательские идеи в позитивные изменения для детей в 17 странах мира.
В России программа поддержки социальных предпринимателей впервые была запущена в 2012 году. За это время фонд организовал шесть конкурсов, получил более 2 тыс. заявок и выбрал 30 победителей из разных регионов России.
Цель ежегодного конкурса «Навстречу переменам» — помочь людям и организациям, которые разрабатывают способы решения социальных проблем в сфере детства в своем регионе. Проект проходит при поддержке Tele2, газеты Metro и компании Viasat World.
— Что отличает социальное предпринимательство от обычного бизнеса?
— Между этими понятиями настолько тонкая грань, что даже среди самих представителей бизнес-сообщества нет единого мнения на этот счет. На сессии по социальному предпринимательству в рамках РИФ в «Сочи» мы провели небольшой опрос среди участников, попросили поднять руки тех, кто считает, что в понятии «социальное предпринимательство» главное слово — «социальный», и тех, кто думает, что важнее слово «предпринимательство». В зале нашлись сторонники и того, и другого подхода.
Социальное предпринимательство — это особый путь, особая категория в бизнесе. Если говорить о фонде «Навстречу переменам», то для нас социальный предприниматель — это тот человек, который выявил острую социальную проблему, придумал инновационный способ решения и построил бизнес-модель, которая позволит ему быть независимым в реализации этого решения. Здесь обязательно нужны деньги, это не тот случай, когда нужно отдавать последнее ради блага других. Но в то же время, если ты успешно строишь свой бизнес и периодически отдаешь излишки на благотворительность — это тоже нельзя назвать социальным предпринимательством. В социальном предпринимательстве человек должен видеть своей миссией в первую очередь не получение прибыли, а решение острой социальной проблемы. Хотя сейчас появляется все больше бизнесменов, которые очень хорошо умеют комбинировать разные финансовые модели. Они могут зарабатывать деньги в традиционных бизнес-направлениях, например в торговле, и одновременно развивают социальные проекты, привлекают пожертвования, краудфандинг, гранты фондов, субсидии и т. д. То есть эта сфера становится все более многогранной, интересной, люди начинают специально этому учиться.
— Что, на ваш взгляд, побуждает людей, особенно тех, кто уже реализовал себя в бизнесе, становиться на путь социального предпринимательства?
— В эту сферу люди приходят по очень разным причинам. Кто-то столкнулся с трагедией в своей семье, например с болезнью ребенка. И ему социальный проект нужен для того, чтобы решить собственные вопросы и заодно помочь многим другим семьям, оказавшимся в такой же ситуации. Кто-то в силу личных качеств не может пройти мимо актуальной общественной проблемы. Например, в Геленджике есть музей «Белая лошадь», все экспонаты которого сделаны из обычного мусора. А все началось с того, что его основательница Нина Никифорова гуляла по пляжу, увидела мертвого дельфина и поняла, что она просто обязана внести свой вклад в защиту окружающей среды. Есть и те, кто, обеспечив себя и свои семьи всеми возможными материальными благами, со временем осознают, что дома, машины, яхты сами по себе не приносят ощущения счастья. И что гораздо более реализованными они себя чувствуют, помогая другим, решая социальные задачи.
— Как много людей в России сейчас занимаются социальным предпринимательством?
— Конечно, нам еще далеко до того, чтобы это стало нормальным и привычным понятием в обществе, когда дети между собой ведут примерно такой диалог: «Твой папа кто?» — «Доктор». — «А мой социальный предприниматель!» И все же позитивная динамика есть. Растет количество социальных предпринимателей, постепенно формируется инфраструктура поддержки со стороны различных фондов, государства, которое, кстати, в последние годы стало намного активнее включаться в этот процесс. Подготовлен даже отдельный законопроект, в котором есть определение социального предпринимательства и запланированы меры по развитию этого направления в России. Он, правда, обсуждается давно, около двух лет, но, насколько я слышала, его должны принять уже в весеннюю сессию работы Госдумы. Минэкономразвития создает центры инноваций в социальной сфере, они работают уже в 22 регионах России. Это своего рода точка входа на рынок для социальных предпринимателей, где людей могут проконсультировать по поводу каких-то вопросов, включить в образовательные программы и т. д.
— В чем заключается роль общественных фондов в поддержке социальных предпринимателей?
— Социальные проекты всегда остро нуждаются в деньгах. Потому что, как бы сильно человек ни горел идей сделать какой-то хороший проект на благо общества, все равно нужна финансовая подушка, надо кормить себя и свою семью. Например, наш фонд «Навстречу переменам» выделяет гранты в размере 1,2 млн руб. тем социальным предпринимателям, которые реализовывают проекты для детей. Ежегодно мы поддерживаем пять проектов, которые выигрывают в нашем конкурсе. Прием заявок на этот год стартует уже с 1 апреля, так что все, у кого есть готовый проект или идея создания бизнеса в социальной сфере, могут принять участие в конкурсе.
Однако обеспечить финансовую поддержку — не единственная задача фондов. Потому что, как я уже сказала, часто к нам приходят люди с классными идеями, но с нулевым опытом работы в предпринимательстве. И наша миссия — соединить мечту человека с реальностью, помочь оценить жизнеспособность идеи, показать инструменты, которыми ее можно реализовать. На этапе заполнения заявки на участие в конкурсе человек сам для себя отвечает на многие вопросы. Какую проблему я решаю? С чего я взял, что эта проблема острая? Инновационное ли мое решение? Какие у меня конкуренты? В чем я лучше? Как мы могли бы объединиться? Откуда у меня будут деньги? Как я их потрачу? Что мне делать, чтобы сохранить бюджет? Ответить на эти вопросы необходимо уже на старте, так как, не проработав до мелочей будущую модель своего бизнеса, человек может очень быстро выгореть, столкнувшись с неизбежными проблемами.
Формирование сообщества социальных предпринимателей — еще одна цель, которую мы перед собой ставим. Любой проект проходит через сложные периоды, и очень важно, чтобы в этот момент нашлись единомышленники, которые могут оказать моральную поддержку, помочь советом, полезными контактами и т. д.
— Можно ли выделить какие-то критерии, которые больше всего влияют на успешность будущего проекта?
— Одна моя коллега как-то сказала: «У каждого социального предпринимателя есть боль». И я с ней полностью согласна — это может быть боль по поводу ситуации в своей семье или по поводу проблем в обществе. Например, социальный предприниматель Анна Тихомирова в какой-то момент осознала, что ее очень тревожит потеря интереса к чтению у детей. И основала проект детских книжных автобусов «Бампер», который стал победителем нашего конкурса. Затем она решила, что хочет точно понимать, какой вклад социальные проекты вносят в развитие общества. И создала первую в России магистратуру по доказательному социальному проектированию в МГППУ.Если внутри нет этой «боли», этого острого желания исправить ситуацию, человек, как правило, быстро остывает, переключается на другие сферы.
Но в то же время эта «боль» не должна становиться поводом для постоянных переживаний, иначе человек не сможет эффективно действовать. Многие участники наших программ проходят через такие страшные испытания в своей жизни, которых врагу не пожелаешь, но остаются позитивными, жизнерадостными людьми. Они не становятся на позицию жертвы обстоятельств, наоборот, считают, что этот опыт сделал их только сильнее.
— Какие ошибки социальные предприниматели чаще всего допускают на старте? Как их предотвратить?
— Я бы отметила, прежде всего, излишнюю самонадеянность. Многие настолько очаровываются своей идеей, что недооценивают сложности, с которыми могут столкнуться. Или хватаются за много разных идей, распыляя свои ресурсы. Много ошибок идет также от нехватки опыта в предпринимательстве: не знают, как собирать команду, управлять людьми, планировать бюджет и т. д.
Но при желании все ошибки можно исправить. На сессии по социальному предпринимательству экспертов и практиков в сфере бизнеса попросили дать советы начинающим социальным предпринимателям. И практически каждый сказал: не бойтесь рисковать. Даже если что-то не получилось с первого раза, все равно продолжайте. Семь раз упал, восемь раз встал — другого пути в социальном предпринимательстве, наверное, нет.