Не всякий пожарный

Выставка автомобилей к 100-летию пожарной охраны СССР

C 7 по 11 марта 2018 в КВЦ «Сокольники» состоится 27-я выставка старинных автомобилей и антиквариата «Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина». На этот раз главной темой выставки станет юбилей советской пожарной охраны, а по её экспонатам можно будет проследить историю пожарного дела в СССР и не только.

День пожарной охраны ежегодно отмечается в России 30 апреля. Именно в этот день в 1918 году, человек, запаливший огонь революции — В.И. Ульянов-Ленин — подписал декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем».

Ленинский указ и дал начало истории советской пожарной охраны

Впрочем, это не значит, что до революции с огнём не боролись вообще, поэтому в экспозиции будут и ручные пожарные насосы XIX века, и насосы, работающие от паровой машины. Самая большая коллекция таких древних пожарных реликвий в нашей стране находится в галерее ресторана «Ля Коллин» на Рублёвке, где можно не только приобщиться к французской кухне, но и познакомиться с экспозицией старинной техники.

Галерея ресторана «Ля Коллин» представит на Олдтаймер-Галерее свои самые редкие и ценные экспонаты — пожарные насосы, инструменты и экипировку огнеборцев

Фото: Иван Баранцев

Вид у этих древних насосов такой, что никого не оставит равнодушным: большие красные колёса, сверкающие медью патрубки, вентили и приборы. Все начищено и надраено до блеска. К слову, объяснение всему этому блеску довольно прозаическое. В прежние времена пожарным предписывалось ежедневно следить за техникой и инструментом, содержать все в исправности и чистоте, чтобы в любой момент быть готовыми к выезду на пожар.

Паровой насос фирмы Clapp & Jones сделан в 1868 году и до сих пор находится в рабочем состоянии

Фото: Иван Баранцев

Если в 2018 году мы отмечаем 100-летие пожарной охраны СССР, то в 2016-м сможем отметить такой же юбилей первой полностью советской пожарной машины на шасси грузовика АМО-Ф15. Только в 1926 году удалось наладить выпуск пожарных машин из комплектующих советского производства, а в дальнейшем для этого использовались только наши грузовики. Некоторые пожарки тех лет — настоящие монстры, как АМО-4 из коллекции Евгения Шаманского. Длина машины с задней катушкой составляет 7260 мм.

Автонасос на шасси АМО-4, построенный Миусским заводом противопожарного оборудования в 1932 году. Завод находился в Москве на Миусской площади

Фото: Иван Баранцев

И всё же основная часть экспозиции — пожарные машины послевоенных лет. То, что было выпущено до войны, пало жертвой сбора металлолома: в насосах обильно применялась бронза, медь, латунь и другие ценные металлы.

Андрей Миронов на автолестнице АЛГ-17 перебирается в «Жигули»

Пожарные машины для Олдтаймер-Галереи собирали по всей стране – многие из них хранятся в частных музеях и коллекциях, но отдельные экземпляры сохраняются в действующих пожарных частях. Автолестницу АЛГ-17 на шасси грузовика ГАЗ-51А по такому случаю даже сняли с постамента. К слову, эта модель — единственная советская пожарная машина, сыгравшая в кино более-менее значимую роль: в комедии Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России» герой Андрея Миронова перебирался по выдвинутой лестнице на ходу в салон «Жигулей» ВАЗ-2103.

Противопожарной агитации в СССР всегда уделялось большое внимание. Такие плакаты знакомы старшему поколению, но совершенно неизвестны молодому

Фото: Олдтаймер-Галерея

То, что не дошло до наших дней на выставке будет представлено на выставке фотографий «Пожарный типаж», составленной из редких и уникальных архивных снимков. История отечественных автомобилей-огнеборцев будет отображена и в ретроспективе обложек журнала «Пожарное дело», охватывающей период с 20-х до 60-х годов, и в уникальной коллекции агитационных плакатов противопожарной тематики.

Иван Баранцев

Вся лента