Опасениям в Госдуме не место
Как будет развиваться скандал о домогательствах
В Госдуме нашли способ покончить с домогательствами: спикер нижней палаты Вячеслав Володин посоветовал сменить работу журналисткам, которые из-за подобных историй опасаются приходить в Думу. Так он ответил на вопрос о реакции парламента на новые обвинения в домогательствах в адрес депутата Леонида Слуцкого. Как будет развиваться ситуация дальше?
Вячеслав Володин не исключил, что этот скандал — просто провокация, развернувшаяся на фоне предстоящих выборов. А также заверил, что расследование ведется, и напомнил о презумпции невиновности.
Как слова спикера Госдумы оценивают депутаты?
Заместитель председателя Госдумы, член фракции ЛДПР Игорь Лебедев: «Те действия, которые сейчас предпринимаются со стороны определенных журналистов, которые пытаются оговорить моего коллегу и друга Леонида Слуцкого — это неправильно. А те журналисты, которые заявляют, что им страшно работать в Госдуме в связи с этими событиями, ну, я считаю, что они в корне неправы, и действительно, если страшно, лучше найти другую работу».
Председатель комиссии Госдумы по вопросам депутатской этики, член фракции «Единая Россия» Отари Аршба: «Высказывания Володина абсолютно корректны касаемо ситуации с господином Слуцким. В комиссии имеется два заявления, и они будут рассмотрены после возвращения коллег из регионов — после 18 марта. Назначать виновных только по той причине, что кто-то на кого-то пожаловался, это недопустимо».
Член фракции КПРФ Николай Арефьев: «Сегодняшняя нравственная распущенность в России, не везде человек себя может чувствовать в безопасности, тем более, когда могут быть со стороны депутатов или работников аппарата какие-то поползновения на личную неприкосновенность корреспондентов или еще кого. Их надо пресекать на уровне руководителей органов власти, а не говорить: "Прячьтесь, потому что мы все такие"».
Ранее в сексуальных домогательствах депутата Леонида Слуцкого обвинили продюсер телеканала «Дождь» Дарья Жук и заместитель главного редактора RTVI Екатерина Котрикадзе. А накануне о домогательствах рассказала журналистка «Русской службы BBC» Фарида Рустамова. По ее словам, это произошло 24 марта прошлого года в кабинете Слуцкого, куда она пришла за комментарием, но парламентарий не стал отвечать на вопросы, предложив вместо этого Рустамовой бросить работу, жениха и стать любовницей главы международного комитета.
Политолог Аббас Галлямов считает, что после слов спикера Думы дело Слуцкого может быть спущено на тормозах: «Сама эта фраза — очевидная эмоциональная реакция на неприятный раздражитель. Похоже, что он занял позицию защитника интересов депутатского корпуса в целом. Очевидно, что он чувствует себя руководителем некой закрытой корпорации, интересы которой он защищает, то есть он имеет полное право руководить депутатами и заставлять их делать то, что считает нужным. Это корпоративное такое восприятие российского руководителя: я имею вас право бить, а кроме меня никто вас бить права не имеет. Очевидно, что критику со сторону журналисток он воспринял как посягательство на его право самому карать и миловать».
В редакции «Русской службы BBC» заявили, что располагают аудиозаписью разговора Слуцкого и Рустамовой — при этом корреспондент сообщила депутату, что беседа ведется не под запись, но диктофон был включен.
Доказательства, добытые даже таким путем, можно приобщить к делу, но юридические перспективы скандала неоднозначны, считает управляющий партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры» Александр Железников. По его мнению, самое большое значение здесь будет иметь позиция Государственной думы. «Есть статья за насильственные действия сексуального характера. Я могу судить только по тому, что он периодически, как они рассказывают, их трогал против их желания, учитывая локализацию этих жестов, можно статью эту каким-то образом попытаться применить. Но мне кажется, что это очень труднодоказуемый состав. И не уверен, что здесь может идти речь об уголовном преследовании, — рассуждает Железников. — Любое доказательство может быть рассмотрено следствием, если оно есть. Если к событиям оно относится, оно может быть приобщено. Однако вопрос состоит в том, согласится ли Федеральное собрание лишить иммунитета Слуцкого. Если это произойдет, то вопрос его привлечения к ответственности можно считать решенным, и статья для него найдется».
Сам Леонид Слуцкий ранее называл обвинения в его адрес «бредом» и «низкопробной провокацией». В среду он оказался недоступен для комментариев.
Позднее в среду стало известно, что комиссия Госдумы по этике попросила депутата Леонида Слуцкого объяснить обвинения в домогательствах.
Что думают о скандале и реакции Вячеслава Володина руководители российских СМИ?
Главный редактор «Московского комсомольца» Павел Гусев: «Володин, на мой взгляд, всегда с презрением относился к профессии журналиста, он считал журналистов чем-то прилагающимся к политической фигуре или какой-либо политической партии. И его отношение полунасмешливо-презрительное к журналистам это показывает и сейчас лишний раз подтверждает».
Председатель союза журналистов России Владимир Соловьев: «Мне кажется, вообще тут нечего комментировать. Как-то это даже немного смешно. То, что он приставал к журналисткам — конечно, да, может быть. Но я не думаю, что со стороны всех депутатов именно такое отношение. У нас, наоборот, все равноправны, и гендерные дела всегда соблюдались. То, что всплыли какие-то вещи, мне кажется, это единичный случай, и придавать ему значение массовое, наверное, не стоит».
Председатель редакционного совета «Новой газеты» Дмитрий Муратов: «Есть важная вещь: никогда не переходи черту, которая называется «этика». А если бы мои сотрудницы сказали, или я бы узнал, что моей сотруднице проводит ладонью там снизу вверх по лобку, сначала бы разбила морду она, а потом, честно говоря, я бы нашел этого человека и умело, как меня этому учили, сделал я. Извините, я на стороне женщин».
После появления в публичном пространстве первых обвинений в адрес депутата его коллеги неоднозначно отнеслись к скандалу, но многие Слуцкого поддержали. Председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева, например, рекомендовала журналисткам, работающим в Госдуме, одеваться поприличнее, а не ходить «с голыми пупками». Однако депутат Оксана Пушкина отметила, что законодательство, защищающее от домогательств, в России отсутствует, и пообещала внести соответствующие поправки.