Любопытство наносит ответный удар

Как объяснить вандализм в отношении роботов

Власти Калифорнии рассказали о неадекватной реакции жителей на беспилотные автомобили. Согласно отчету местного департамента транспорта о ситуации на дорогах, каждая третья авария с участием самоуправляемой машины происходит по вине людей — нередко они бросаются под колеса, чтобы проверить, как отреагирует система. Как объяснить такую реакцию прохожих? Об этом — Иван Якунин.

Фото: Reuters

Январь 2018 года, Сан-Франциско: беспилотный автомобиль GM Cruise стоит на перекрестке и пропускает пешеходов, но вдруг один из них начинает кричать, разбегается и всем телом бросается в задний бампер. Новоиспеченный испытатель не пострадал, но выбил машине фару. По всей видимости, он хотел узнать, как сработает система, если заметит неуправляемый шумный объект, резко приближающийся к автомобилю. Выяснилось, что никак.

У российской компании Cognitive Technologies, которая занимается разработкой решений для беспилотного транспорта, такого пугающего опыта не было.

«Я очень удивилась, прочитав материал об инцидентах в Калифорнии. Наши тестовые автомобили работают в четырех странах мира — наоборот, мы получаем очень позитивное любопытство. Реакции самые разные: от просьбы покататься — это самая распространенная, ребята даже деньги предлагают, хотят на заднем сидении, — до вопросов: как это, как то, где глаза там, где мозг», — рассказала «Коммерсантъ FM» президент компании Ольга Ускова.

Когда братья Люмьер в 1896 году показали «Прибытие поезда», народ бросился из зала, опасаясь за свою жизнь. Это кажется диким особенно сегодня: новости про новые технологии распространяются молниеносно, все про все что-то слышали. Психолог Владимир Шахиджанян убежден, что людьми, несмотря на прогресс, руководят инстинкты:

«До сих пор идут споры: человек произошел от обезьяны или нет. Обезьяне все хочется потрогать, пощупать, посмотреть. Таков и человек — он привык, что за рулем автомобиля должен быть другой человек. А беспилотный — это как? А вот беспилотный с пилотным как будет встречаться? Беспилотный остановится, а пилотный автомобиль может задавить беспилотного, но никто не выйдет и не обматерит тебя последними словами на дороге».

Изучение беспилотных автомобилей — пусть и таким странным методом — можно оправдать любопытством. Но есть случаи, когда люди просто портят новые системы. В прошлом году улицы городов Калифорнии патрулировал робот-охранник — у него не было «рук», только колеса и камеры.

Все было в порядке, пока один из прохожих не залил его сенсоры соусом. В данном случае не важно, что вандализм коснулся именно робота, говорит психолог Анатолий Добин:

«Мы знаем, как быстро и во что превращаются, скажем, новые поезда, как быстро все это гробится, как быстро люди приводят состояние новой вещи в соответствие с их собственным внутренним миром. Это связано, в принципе, с желанием вредить, потому что если в моем внутреннем мире ничего хорошего нет, я не могу выдержать, это вызывает зависть».

На Мюнхенской конференции по безопасности бывший глава Google Эрик Шмидт предсказал, что восстание машин начнется в течение 20 лет. Однако, изучив ленту новостей, можно смело сделать вывод: в битве с человечеством им придется нелегко.

У роботов-патрульных есть и противники: в декабре прошлого года американский Национальный центр по защите бездомных пожаловался, что такая система мешает людям — она обнаруживает бродяг и включает сирену, не позволяя им спать на улице.

Вся лента