Мария Шарапова осталась одна
Теннисистка завершила сотрудничество с тренером Свеном Гренефельдом
Бывшая первая ракетка мира Мария Шарапова объявила о завершении сотрудничества с голландским тренером Свеном Гренефельдом, под руководством которого выиграла Roland Garros в 2014 году и дошла до финала Australian Open в 2015-м. Это решение было принято после трех подряд поражений 30-летней россиянки на Открытом чемпионате Австралии, а также турнирах в Дохе и Индиан-Уэллсе. Имя нового тренера Марии Шараповой пока неизвестно.
Заявление о расставании со Свеном Гренефельдом появилось на официальном сайте Марии Шараповой на следующий день после того, как в четверг в первом круге BNP Paribas Open — крупного турнира Женской теннисной ассоциации (WTA Tour) с призовым фондом $8 млн — она со счетом 4:6, 4:6 уступила японке Наоми Осаке.
«После четырех успешных и непростых лет, проведенных вместе, я хочу поблагодарить Свена за его потрясающую преданность, рабочую этику и, самое главное, за дружбу, которую мы сохраним и после завершения сотрудничества.
Хотя это решение было принято обоюдно, должна сказать: мне очень сильно повезло, что на протяжении последних четырех лет в моей команде был такой лидер»,— говорится в заявлении госпожи Шараповой.
Там же приводятся слова Свена Гренефельда. «Мария — одна из самых трудолюбивых и профессиональных теннисисток, с которыми мне когда-либо доводилось работать. Ее сила и бойцовский дух останутся факторами, с которыми придется считаться, и я выражаю глубочайшее уважение ей как игроку и личности»,—подчеркнул 52-летний голландец.
Поражение от Осаки, 20-летней 44-й ракетки мира, которая на данный момент стоит в рейтинге WTA Tour на 44-м месте, всего на 3 позиции ниже Шараповой, и считается одной из самых перспективных молодых теннисисток, стало для россиянки уже третьим подряд. Перед этим в январе в третьем круге Открытого чемпионата Австралии она проиграла немке Анжелик Кербер, на тот момент — 16-й ракетке мира, а в феврале в первом круге турнира в Дохе,— румынке Монике Никулеску, занимавшей лишь 92-е место в классификации WTA Tour. После неудачи, связанной с весьма низким качеством игры во второй половине матча, Шарапова, сославшись на растяжение правого предплечья, отказалась от выступления в Дубае, куда уже успела получить wild card. Ее участие в BNP Paribas Open также находилось под вопросом, тем не менее, на один из своих любимых турниров, где ей удавалось побеждать в 2006-м и в 2013-м годах, а в 2012-м — дойти до финала, Мария Шарапова приехала.
С точки зрения статистики ничего экстраординарного в последних результатах Марии Шараповой нет. В последний раз серия из трех неудач подряд в ее карьере имела место сравнительно недавно — весной 2015 года. Тогда самая титулованная российская теннисистка сначала потерпела неудачу также в Индиан-Уэллсе, только в четвертом круге, а затем проиграла свои первые же матчи в Майами и на первом в сезоне грунтовом турнире в Штутгарте. Однако три года назад спад был преодолен достаточно быстро. После Штутгарта Мария Шарапова дошла до полуфинала в Мадриде, а затем в Риме в отличном стиле завоевала свой предпоследний на данный момент, 35-й по счету титул.
Не исключено, что нечто подобное произойдет и сейчас, хотя каких-либо предпосылок этого пока не просматривается. Разумеется, боевой дух большой чемпионки, которая сумела достойнейшим образом вернуться в апреле прошлого года после 15-месячной дисквалификации, связанной с мельдониевым делом, по-прежнему находится на высоте. И дело даже не в чрезмерном количестве ошибкок, которые Мария Шарапова, действуя в свойственной себе агрессивной манере, допускает в последних матчах. Так зачастую бывало и раньше. Пожалуй, главная сложность для российской экс-первой ракетки мира на данный момент заключается в снижении скоростных качеств, которые и в лучшие-то годы не считались ее козырем. С подобной проблемой рано или поздно сталкиваются практически все игроки, однако решить ее удается единицам.
С этой точки зрения очевидно, что в карьере 30-летней Марии Шараповой наступил критический период, и для его преодоления требуются какие-то новые тренерские решения.
Резервы тут, разумеется, есть, хотя они ограничены. В том числе и по причине операции, перенесенной россиянкой на правом плече в 2008 году и вынудившей ее заметно уменьшить скорость подачи.
Если не считать Юрия Шарапова, отца пятикратной победительницы турниров Большого шлема, под началом которого она одержала свои первые победы, в том числе на Wimbledon в 2004 году, господин Гренефельд стал третьим специалистом, проработавшим с ней достаточно продолжительный период времени. Его предшественниками были американец Майкл Джойс, ранее исполнявший функции спарринг-партнера Шараповой, и швед Томас Хогстедт, сотрудничавший с ней с декабря 2010-го по июль 2013-го года.
После этого россиянка нанимала американца Джимми Коннорса, с которым рассталась через несколько недель, а в ноябре 2013 года место ее тренера занял Гренефельд, в разное время помогавший сербке Ане Иванович, датчанке Каролин Возняцки, британцу Энди Маррею и некоторым другим игрокам. И хотя перспективы работы с голландцем выглядели тогда достаточно туманными, Шарапова быстро нашла с ним общий язык, выиграв в 2014 году четыре крупных турнира, в том числе Открытый чемпионат Франции, и завершив тот сезон на 2-м месте в рейтинге. Более того, Гренефельд сохранил абсолютную лояльность своей подопечной во время рассмотрения мельдониевого дела и помог ей не только набрать форму после окончания дисквалификации, но и выиграть в октябре прошлого года в Тяньцзине 36-й титул.
Оказавшись непосредственным свидетелем нескольких тренировок, которые Мария Шарапова январе 2015 года в Мельбурне на пути в финал Australian Open проводила под руководством Свена Гренефельда, смею утверждать, что между тренером и спортсменкой, а также другими членами ее команды, имела место та «химия» профессиональных отношений, без которой высокий результат в личных видах спорта невозможен. Однако сейчас, по всей видимости, эти отношения исчерпали себя. На новый виток в своей карьере Мария Шарапова попробует выйти благодаря сотрудничеству с другим тренером, имя которого, по всей видимости, станет известно в ближайшее время. Не исключено, что это произойдет еще до старта следующего крупного турнира в Майми, начинающегося 19 марта.