Гений чистой простоты
Умер Юбер де Живанши
В возрасте 91 года умер Юбер де Живанши — легендарный французский кутюрье и основатель модного дома Givenchy.
Основатель модного дома Givenchy Юбер де Живанши
Фото: Hulton Archive/Getty Images
Он открыл собственный дом моды в 1952 году — феноменально рано, в 25 лет, и тут очень хочется сказать, что он был последним из выдающихся кутюрье, принадлежавших к золотой эре парижского кутюра. Хотя на самом деле их осталось еще двое — Пьер Карден, которому 95, и Эмануэль Унгаро, которому 85.
Все эти дожившие до десятых годов XXI века модельеры, равно как и умерший два года назад в возрасте 92 лет Андре Курреж, связаны одним общим именем, великим именем Кристобаля Баленсиаги. Курреж и Унгаро работали у него, Кардена работать к нему в свое время не взяли, Живанши же никогда не был ни его сотрудником, ни его учеником, но был его близким другом. И если первые три стремились делать футуристическую моду, особенно на старте своей карьеры, то Живанши, на протяжении более чем десятилетия постоянно общаясь с Баленсиагой, из чьего позднего творчества и вышел весь фэшн-футуризм 60-х, ни к чему такому вовсе не стремился — и при этом оказался способным сохранять современность все почти 45 лет своей карьеры.
С самого начала в этом ему помогали женщины. В первой коллекции — Беттина Грациани, знаменитая парижская манекенщица, перешедшая к нему работать пресс-атташе, в честь которой была названа белая блуза с черной вышивкой-ришелье на пышных белых рукавах, ставшая одним из канонических образов 50-х. Ну а потом подключилась Одри Хепбёрн. Она пришла в его ателье в 1954 году, перед фильмом «Сабрина», когда уже была знаменита, но еще не настолько, чтобы не путать ее со старшей голливудской звездой Кэтрин Хепбёрн: Живанши поначалу и перепутал, услышав имя и еще не видя саму Одри. С тех пор он одевал ее и в кино, и в жизни.
Он придумал ее самые знаменитые образы — платье-бюстье с треном из «Сабрины», черное платье с массивным колье и черную шляпу с огромными очками и шелковым шарфом из «Завтрака у Тиффани», черные же узкие брюки и водолазку из «Веселой мордашки». Одри была девушкой нового времени — худой, высокой, с плоской грудью, узкими бедрами и длинными тонкими ногами. В ней не было тяжелой взрослой красоты, но было полно обаяния юности и веселой беспечности. Собственно, история появления нового молодого образа и была рассказана в ее самом знаменитом фильме, снятом еще до знакомства с Живанши, в «Римских каникулах» — принцесса сбегает из дворца, меняет платье с тяжелым шлейфом на юбку и блузку, обрезает волосы и катается на скутере с репортером. И они идеально подошли друг другу — новая звезда Одри Хепбёрн и новый кутюрье Юбер де Живанши. Ничего радикального в стиле Givenchy при этом не было — как не было и в самой Одри.
Фотогалерея
«Я просто создавал свои модели наилучшим образом»
Маркиз Юбер Джеймс Марсель Таффен де Живанши родился 21 февраля 1927 года во французском городе Бове. Он был сыном летчика и правнуком французского живописца Пьера-Адольфа Бадена. Будущему модельеру было три года, когда он потерял отца. Спустя пару лет маленький Юбер рассказал матери о своем желании стать кутюрье. Семья поддержала его выбор. В 1952 году Юбер де Живанши открыл модный дом Givenchy
Фото: Dorothy Wilding / ullstein bild / Getty Images
Живанши получил образование в парижской Школе изящных искусств. После освобождения Франции от немецких оккупантов молодой кутюрье прошел обучение у лучших модельеров того времени. Среди них были Жак Фат, Робер Пиге, Люсьен Лелонг, Эльза Скиапарелли
Фото: Jack Robinson / Hulton Archive / Getty Images
Первые же коллекции модного дома Givenchy принесли его главе славу революционера. Но сам кутюрье не стремился к подобному амплуа. Он говорил, что всего лишь старается создавать вещи, подчеркивающие уникальность каждой женщины
Фото: Hulton Archive / Getty Images
В 1953 году Юбер де Живанши познакомился с главной музой своей жизни – актрисой Одри Хепберн. Их дружба длилась многие годы, а ее результатом стали классические наряды, актуальные и сегодня. К примеру, все костюмы для фильма "Завтрак у Тиффани", включая легендарное маленькое черное платье, были созданы Живанши. Для Одри Хепберн был создан и первый аромат модного дома – духи L’Interdit (1957)
Фото: RA / MPA / Leemage / AGE / AFP / EASTNEWS
Не только Одри Хэпберн оценила по достоинству стиль дома Givenchy. Его почетными клиентками были такие общепризнанные иконы стиля, как Грейс Келли, Жаклин Кеннеди Онассис, Марлен Дитрих, Грета Гарбо, Элизабет Тейлор
Фото: GEORGES HERNAD / INA / AGE / AFP/ EASTNEWS
В 1973 году Живанши расширяет горизонты. Кутюрье создает первую коллекцию мужской одежды, а затем и первый мужской аромат – Givenchy Gentleman. В 1970-х художник участвует в создании костюмов и декораций для Большого театра, разрабатывает дизайн и стиль для сети отелей Hilton и даже принимает участие в оформлении автомобиля Rolls Roys
Фото: Reginald Gray / Penske Media / REX / Shutterstock / Fotodom
Безупречный стиль модного дома Givenchy быстро стал эталоном элегантности и утонченного вкуса. Кутюрье сам работал над каждой коллекцией. Эпоху 1950-х, 1960-х и 1970-х можно назвать эрой Юбера де Живанши. Он также был первым, кто предложил модной публике линию одежды "прет-а-порте"
Фото: Dustin Pittman / Penske Media / REX / Shutterstock / Fotodom
В 1995 году кутюрье объявил об уходе на покой. Он уединился в своем доме, где иногда выполнял индивидуальные заказы. Началась новая эпоха модного дома Givenchy. В 1996 году его возглавил эпатажный Джон Гальяно, спустя полтора года — Александр Маккуин, после него — Джулиен Макдональд и Освальд Ботенг. Стиль этих дизайнеров шел в разрез с идеей самого великого кутюрье — не эпатировать, а украшать. В 2009 году главным дизайнером модного дома стал Рикардо Тиши, стремящийся вернуться к основам, заложенным самим Живанши
Фото: Pierre Vauthey / Sygma / Corbis / Getty Images
На вопрос о своем секрете упеха Юбер де Живанши всегда отвечал: "Я считаю, что у меня его нет. Я просто старался создавать свои модели наилучшим образом"
Фото: Bertrand Rindoff Petroff / Getty Images
За наряды Одри Хепберн в фильме "Сабрина" Юбер де Живанши получил премию "Оскар". Помимо этого кутюрье был удостоен множества наград, среди которых Орден Почетного легиона (1983), медаль ордена Искусства и Литературы (1992). В 1970 году имя Живанши было внесено в International Best Dressed List, а его шедевры украсили Зал Славы мировой моды
Фото: Bart Maat / ANP / AGE / AFP / EASTNEWS
Все, что он делал для своих знаменитых клиенток — наряды для Одри Хепбёрн, бальное платье для первого официального визита во Францию первой леди США Жаклин Кеннеди, короткое черное пальто с вуалью для герцогини Виндзорской Уоллис Симпсон, в котором она хоронила своего мужа (пошитое фактически за одни сутки),— все это описывается словосочетанием «парижская элегантность» и заставляет вспомнить Баленсиагу с его виртуозной простотой и безупречностью.
Живанши никогда не стал таким бескомпромиссным гением, как Баленсиага, который был выше всякой элегантности. Но безусловный талант Живанши состоит в том, что внутри этой самой «парижской элегантности» он достиг полного совершенства — в идеальности его пальто-коконов, в безупречности каждой складки его атласных бальных платьев, в четкости линии его фирменного выреза-лодочки, названного «Сабрина».
И это была новая элегантность — без напряжения, без чопорности, без всякой тяжести, свежая и простая в самом сложнодостижимом смысле этого слова. И очень красивая.
Это свое свойство — быть элегантным, но не быть при этом диктатором — он сохранил вплоть до 1995 года, когда в проданный им концерну LVMH дом Givenchy Бернар Арно привел Джона Гальяно, на год, в качестве разминки перед Dior. Ему удалось не пережить собственную славу и талант и вполне сохранить легкость и чувство времени вплоть до последнего дефиле.
Сегодня, когда ни от элегантности, ни от хорошего вкуса, ни от красоты в ее традиционном смысле, ни даже от моды, какой мы ее знали последние полвека, не осталось и следа, уход Живанши символически подводит черту под той эпохой, когда все это еще имело смысл. И это еще одна причина, по которой мы имеем все основания назвать его последним из великих.