ТВ все спишет

Как прошла первая церемония вручения премии BraVo

Первая церемония вручения международной профессиональной музыкальной премии BraVo прошла в два этапа в Москве. 10 марта в Государственном кремлевском дворце вручали призы за достижения в области популярной музыки, а 11 марта в Большом театре раздавали награды в классических номинациях. Борис Барабанов оценил размах события, а заодно выяснил, кто же все-таки его организовал.

Два вечера подряд в самых престижных залах столицы в компании Хосе Каррераса, Анны Нетребко, Энди Гарсии, Венсана Касселя, Рода Стюарта, Duran Duran и еще целого ряда звезд первой величины — дело нешуточное. Для запуска такого проекта нужен был не только финансовый ресурс, с которым помогли спонсоры в лице «Роснефти» (со сцены не раз прозвучали благодарности в адрес Игоря Сечина) и Департамента туризма и культуры Абу-Даби. Нужен был ресурс организационный. Корреспонденту “Ъ” потребовалось неожиданно много времени, чтобы выяснить, кто же организовал церемонию: в пресс-релизах и на официальном сайте упоминались лишь спонсоры и медиапартнер — ЗАО «Русская медиагруппа». В итоге из пресс-службы все же сообщили, что организатором церемонии было ООО «Корпорация Белые ночи Санкт-Петербурга». Ее владельцем является предприниматель и музыкальный продюсер Владимир Киселев, чье имя часто упоминалось в прессе в контексте событий вокруг благотворительного фонда «Федерация» и в 2014 году в связи со сменой собственников ЗАО «Русская медиагруппа». В теперешних концертах в качестве ведущей и певицы принимала участие жена господина Киселева Елена Север, в Кремле, кроме того, пели его сыновья, выступающие под псевдонимами ЮрКисс и ВладиМир.

В приветствии Владимира Путина, которое со сцены Большого театра зачитал Владимир Мединский, было сказано, что «основным критерием вручения премии BraVo избрана зрительская оценка исполнительского мастерства номинантов». Господин Мединский упомянул в выступлении в Большом театре «закрытое экспертное жюри» и сообщил среди прочего, что учитывались «продажи дисков, пластинок, внимание зрительской аудитории и даже количество просмотров в интернете».

Корреспонденту “Ъ” пришлось отвлечь от хлопот руководителя рабочей группы оргкомитета премии BraVo Юрия Андрейчука, чтобы добиться деталей. Господин Андрейчук объяснил “Ъ”, что акцент делался на информацию, полученную от «мейджоров». В этом — смысл слова «профессиональная» в названии премии: «Были отправлены официальные запросы в ИА Intermedia, в звукозаписывающие компании Sony, Warner и Universal, в Первое музыкальное издательство, в компанию TopHit. Учитывались просмотры на YouTube, продажи на цифровых площадках и количество коммерческих концертов (хотя этой информацией с нами делились неохотно). Мы поняли, кто, когда, на протяжении какого времени был популярен в эфире, о ком чаще других упоминали в интернете. Потом разослали экспертам по всей стране бланки с именами лидеров и оставили пустое место, куда можно было вписать своего. Эксперты — это программные директора и музыкальные редакторы радиостанций, в том числе региональных, а также ведущие рейтинговых передач. Бывало, кстати, что мнения радиостанций не совпадали с мнением рекорд-мейджоров».

Продюсер Константин Меладзе

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Механизм новой премии интересен в первую очередь потому, что счет музыкальным наградам в России уже идет на десятки, только в этом году к их списку прибавилась, например, «Жара». Каждый новый бренд на этом поле — новая попытка найти индикатор популярности, новый инструмент продвижения музыкальных проектов и чьи-то новые инвестиции. Лауреатом BraVo стал, кстати, Михаил Гуцериев, один из инициаторов вручения другой сравнительно молодой награды — Российской национальной музыкальной премии: его премировали как поэта года.

Не все лауреаты BraVo явились за своими наградами. В Кремле не было ни Григория Лепса с Максимом Фадеевым, записавших «дуэт года» «Орлы или вороны», ни «открытия года» — Федука с Элджеем («Розовое вино»), ни группировки «Ленинград».

А в Большой театр не смог приехать пианист Даниил Трифонов, недавний лауреат «Грэмми». Притом все эти награды были, что называется, похожи на правду. Впору было задаться вопросом, что лучше: когда вручают по-честному или, как это нередко бывает в практике подобных премий, тем, кто пришел? Впрочем, в ГКД все же приехала, несмотря на беременность, Светлана Лобода, чье лидерство в поп-сегменте не вызывает сомнений, а в Большом награду из рук Рода Стюарта получил дирижер Теодор Курентзис.

Но не обошлось и без победителей, чье награждение вызвало недоумение. Премия охватывает события и релизы 2017 года. Однако получившее награду BraVo шоу Ани Лорак «Diva» впервые было показано публике 16 февраля 2018 года в Минске.

Премия BraVo создавалась в партнерстве со странами Азии и Ближнего Востока. Церемония в ГКД была отличным поводом послушать, например, грандиозную китайскую певицу Софию Хуанг или девушек в масках из японского герлз-бэнда Kamen Joshi. Не факт, что в ближайшее время они приедут в Россию с концертами. Приглашая гостей и вручая им призы, организаторы также консультировались с местными отделениями мейджоров.

Исполняя свои песни, отечественные артисты позволяли себе выйти на сцену под инструментальную, а то и под полную фонограмму, с отключенными гитарами, как было, например, у аккомпаниаторов Юрия Антонова.


Они, кажется, уже давно даже не притворяются — телесъемка все спишет. Иностранцы же либо играли с полной выкладкой, как Duran Duran, либо выбрали «камерный» вариант исполнения, как Заз и Сил. Если уж говорить о подчеркнутом в названии премии профессионализме, то западные гости в этом смысле подали достойный пример. Когда Сил вышел на бис с «Kiss From A Rose» и, не переставая петь, спустился в зал, чтобы поприветстовать публику, партер буквально взвыл от восторга. В качестве одной из причин, по которым гости предстали в более выгодном свете, корреспонденту “Ъ” назвали отсутствие времени для саундчека россиян. Мол, хотите, чтобы показали по каналу «Россия»,— пойте как есть. И это, конечно, уже вопрос даже не к организаторам церемонии, а к самим музыкантам. Если такой компромисс их устраивает, значит, публика всегда будет считать их артистами второго сорта.

Певец Род Стюарт

Фото: Кристина Кормилицына, Коммерсантъ

Когда пел Род Стюарт, большая часть народа зал уже покинула. Певца позвали на сцену еще раз — чтобы вручить премию «за вклад». «А еще я желаю России нормально провести чемпионат мира»,— сказал он и элегантно подбросил ногой воображаемый мяч. В день, когда Англия призывала чуть ли не к бойкоту ЧМ, один из ее самых известных сынов в Кремле выразил поддержку России. Жаль только, что переводчик даже и не подумал донести эту реплику до зрителей.

Вся лента