Метро едет к новым затратам
В 2018 году расходы нижегородской подземки вырастут непропорционально доходам
Руководство Нижегородского метрополитена отчиталось в городской думе о работе подземки в прошлом году. Планово убыточное предприятие заработало 610 млн руб., а его расходы оказались вдвое выше. В 2018 году затраты метро вырастут до 1,6 млрд руб. в первую очередь за счет обслуживания новой станции «Стрелка», которая строится рядом со стадионом для проведения матчей чемпионата мира по футболу. При этом прогнозируется, что пассажиропоток подземки с запуском станции вырастет на 15%, а себестоимость перевозки одного пассажира увеличится с 45,5 руб. до 54,5, что почти вдвое больше тарифа на проезд.
В думе Нижнего Новгорода обсудили финансово-хозяйственную деятельность Нижегородского метрополитена. Обсуждение было неполным, так как финансовые итоги за прошлый год еще не подведены, однако гендиректор МП «Нижегородское метро» Олег Яушев в общих цифрах обрисовал ситуацию. По его словам, в 2017 году метрополитен заработал на перевозке нижегородцев 545,6 млн руб., еще почти 64 млн доходов было получено от непрофильной деятельности: аренды, рекламы, услуг, оказанных операторам связи. При этом годовые расходы на содержание метро вдвое выше его собственных доходов, они составили 1,38 млрд руб. Часть выпадающих доходов субсидирует администрация города и в меньшей степени областной бюджет. В общей сложности они перечислили предприятию 387 млн руб. В этом году расходы нижегородской подземки, по подсчетам руководства метрополитена, вырастут до 1,63 млрд руб. в первую очередь за счет обслуживания достраивающейся станции «Стрелка» в Канавинском районе и затрат на антитеррористическую защищенность, которая предписана постановлениями правительства РФ. Чтобы соответствовать требованиям, метрополитен в четыре раза увеличил штат службы безопасности, наняв дополнительно 468 человек для охраны своих объектов. «Сейчас на предприятии каждый четвертый работник — это сотрудник службы безопасности»,— отметил Олег Яушев, добавив, что при средней зарплате охраны 20–21 тыс. руб. на фонд заработной платы потребуется дополнительно 120 млн руб. По его словам, новая станция «Стрелка» с поездной тягой будет довольно затратной, а, по прогнозам, она увеличит пассажиропоток подземки на 15%. Однако за верность этих расчетов руководитель подземки ручаться не стал, напомнив депутатам, что «Горьковская» дала прирост 30%, хотя от первой нагорной станции оптимистично ждали едва ли не 100-процентного увеличения объема перевозок. Доходы нижегородского метро в 2018 году предположительно составят 787 млн руб.
С учетом новых затрат себестоимость перевозки пассажиров вырастет с 45,5 руб. до 54,5 руб. при тарифе 28 руб. за одну поездку, прогнозируют в метрополитене (эти расчеты еще будет проверять Региональная служба по тарифам). «Мы запросили себестоимость поездки у всех российских метрополитенов, а мы третьи в стране по количеству станций и протяженности, у коллег вышло от 51 до 59 руб. Но это же целый город снизу, его надо содержать»,— добавил гендиректор МП «Нижегородского метро». При этом подземка загружена только наполовину, отметил Олег Яушев.
Депутат Евгений Лазарев привел в пример более эффективное метро Новосибирска: имея на одну станцию меньше, оно перевозит вдвое больше пассажиров. Руководитель метрополитена парировал, что новосибирское метро грамотно спланировано для горожан, а нижегородское метро изначально в СССР строилось под нужды ГАЗа, чтобы возить на автозавод от Московского вокзала десятки тысяч рабочих из Дзержинска и Борского района. «Страна изменилась, изменились рабочие места, на автозавод нет заказа. Еще в 1987–1989 годах ежедневная перевозка нижегородского метро составляла более 200 тыс. человек, сейчас возим 110 тыс. в сутки»,— отметил Олег Яушев. По его словам, чтобы исправить этот исторический перекос и серьезно увеличить объемы перевозок в подземке, нужно не только реализовать комплексную транспортную схему (КТС) города, убрав дублирующие автобусные маршруты, но и строить новые станции метро в нагорную часть города и в Сормово. Исходя из этих ключевых направлений, председатель бюджетной комиссии Марк Фельдман добавил, что строящаяся «Стрелка», на его взгляд, «тупиковая и в теории прибыльной быть не может».
Добавим, что у муниципалитета есть готовые, хоть и устаревшие проекты станций в районе Оперного театра и Сенной площади, но их строительство потребует десятков миллиардов рублей. Самостоятельно бюджеты города и Нижегородской области таких расходов в обозримой перспективе не осилят. Что касается реализации КТС, как ранее писал „Ъ“, новый глава города Владимир Панов пока поставил транспортную реформу на паузу, решив разобраться в целесообразности введения новых наземных маршрутов. Пока депутаты думских комиссий по бюджету и экономике рекомендовали МП «Нижегородское метро» подготовить экономические обоснования для бюджетного субсидирования подземки в 2018 году. В презентации предприятия дотации запланированы в размере 850 млн руб.