«Премьер-министр назвала отравление "незаконным силовым воздействием против Великобритании"»
Корреспондент «Ъ FM» в Лондоне — о заявлениях Терезы Мэй
Премьер-министр Великобритании объявила России ультиматум в связи с отравлением бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Тереза Мэй заявила, что Москва скорее всего причастна к этому инциденту, поскольку для отравления использовалось нервно-паралитическое вещество класса «Новичок» — такие разрабатывались в СССР с 1970-х годов. Подробности в прямом эфире рассказал собственный корреспондент «Коммерсантъ FM» в Великобритании Андрей Остальский.
Тереза Мэй подчеркнула, что Британия — это правовое государство, поэтому требуются доказательства для каких-то действий. Но при этом сказала: международные эксперты — не только британские — с полной уверенностью говорят о том, что средство, с помощью которого был отравлен Сергей Скрипаль и его дочь, называется «Новичок». Судя по всему, это еще советская разработка — нервно-паралитическое вещество, которое, как выразилась Тереза Мэй, по-прежнему, вероятно, производится и состоит на вооружении в России.
Поэтому был вызван посол России в Министерство иностранных дел, перед ним поставлен вопрос: это прямое действие России против Великобритании или российское правительство утратило контроль над своими запасами отравляющих боевых веществ, и «Новичок» мог попасть в чужие руки? Установлен срок два дня — до среды — на то, чтобы Россия ответила, как обстоит дело и представила полный вообще отчет, что с «Новичком» происходило в последние годы.
Таким образом, до среды вопрос о санкциях отодвигается. Но Тереза Мэй сказала, что Великобритания полностью готова применить санкции, более решительные и гораздо более серьезные, чем это было в случае с отравлением Александра Литвиненко в 2006 году. Она очень резко квалифицировала ситуацию — «незаконное силовое воздействие против Великобритании», не только против Скрипаля и его дочери, но и против значительного числа ни в чем неповинных британских граждан. И это рассматривается практически как нападение на Британию.
В СМИ печатались предположения, какие именно решения может принять Британия в отношении России. Видимо, как всегда в таких случаях, правительство дало поручение соответствующим органам предложения представить. Надо думать, предложения были сформулированы, и какие-то утечки в прессу произошли. Насколько им можно доверять? Точно не на 100%. Вполне возможно, что правительство решит все иначе. Так, из этих якобы «утечек», следует, например, что руководители спецслужб Британии, посовещавшись также с руководством Министерства иностранных дел, составили список из нескольких десятков российских «дипломатов и разведчиков», которые должны будут быть высланы. Второе — будут приняты запреты на выдачу виз достаточно большому числу высоких государственных чиновников, а также предпринимателей, тесно связанных с Кремлем. Возможно, обсуждается вопрос о замораживании принадлежащих им в Великобритании средств. А третье — так называемый «военный ответ». На него тоже Тереза Мэй вроде бы намекнула сегодня — что Британия будет продолжать и, может быть, наращивать свою роль в поддержании обороноспособности восточноевропейских стран, граничащих с Россией.
Также Тереза Мэй заявила, что до среды откладывается вопрос, какими будут дальше отношения между Россией и Великобританией. После этого они, наверное, будут уже не такими, как прежде.