В 2018 году клиентская база ВТБ вырастет на 1 млн человек

розница

В январе банк ВТБ завершил присоединение банка ВТБ 24. Это стало крупнейшим банковским объединением на финансовом отечественном рынке за всю его новейшую историю. Анатолий Печатников, заместитель президента—председателя правления ВТБ, прогнозирует в результате объединения синергию, которая позволит до конца 2018 года существенно нарастить клиентскую базу объединенного банка.

Анатолий Печатников отмечает, что в 2017 году розничный бизнес ВТБ показал лучший за всю свою историю финансовый результат

Фото: Глеб Щелкунов, Коммерсантъ

— Каковы результаты работы розницы ВТБ в 2017 году?

— Розничный бизнес вносит существенный вклад в развитие всей группы. Это подтвердили и итоги прошлого года. Нам потребовались значительные ресурсы для реализации главного проекта года — присоединения ВТБ 24 к ВТБ, которое удалось провести максимально успешно. Но при этом розничный бизнес смог показать лучший за всю свою историю финансовый результат.

Во-первых, росту потребительской активности способствовала политика ЦБ по снижению ключевой ставки. Во-вторых, благодаря объединению нам удалось наладить качественное взаимодействие с корпоративным бизнесом. В результате портфель новых зарплатных карт в 2017 году вырос почти на 700 тыс., до 6 млн штук. При малом риске в данном сегменте мы получили дополнительный доход и расширили маржу.

Кредитный портфель физлиц объединенного ВТБ увеличился на 13%, до 2,2 трлн руб. Быстрее всего росли автокредиты — на 17% за год, портфель превысил 100 млрд руб. Портфель ипотечных кредитов вырос на 14%, в прошлом году мы перешли исторический рубеж в 1 трлн руб. Отложенный спрос населения на потребительские кредиты позволил нам нарастить свой портфель в этом сегменте на 13%, до 922 млрд руб.

За минувший год рынок кредитования физлиц вырос на 12,7%, розничный бизнес группы ВТБ прибавил 16%.

— Как изменился ресурсный портфель?

— Прошедший год стал для нас одним из лучших в этом направлении. В то время как рынок вырос на 7,4%, портфель розницы ВТБ увеличился на 19%, а вместе с Почта Банком — на 24%. То есть группа обогнала рынок в три с лишним раза. Сейчас наш портфель составляет 3,1 трлн руб., здесь мы также перешли исторический рубеж в течение прошлого года.

— За счет чего удался рывок?

— Во-первых, в нашей линейке появились сильные инновационные продукты. Мы запустили новый карточный проект "Мультикарта", и могу сказать, что он заслуженно входит в число лучших на рынке. Простой пример: при ежемесячных безналичных расходах в районе 40 тыс. руб. владелец "Мультикарты" за год может накопить мили и обеспечить себе бесплатное путешествие в Париж. Карта позволяет подобрать программу лояльности по своему выбору: бонусы за повседневные покупки, оплату путешествий, рестораны, счета за парковки и АЗС и т. д.

Во-вторых, мы активно разъясняем клиентам, особенно зарплатным, выгоду от комбинированного использования наших продуктов. Тем, кто регулярно получает зачисления на свои карты, мы предлагаем оригинальную стратегию: зачислить денежные средства от работодателя на накопительные счета, чтобы получать процентный доход, а текущие траты осуществлять в кредитный лимит по картам с грейс-периодом. Это позволит получать обратные бонусные выплаты, кэшбэки в виде платежей лояльности. Такая стратегия, по моим подсчетам, добавляет клиенту в год 10% к его зарплате.

— Как прошла интеграция ВТБ и ВТБ 24?

— Это было крупнейшее объединение за всю историю банковской системы РФ. Сейчас у нас около 11,5 млн активных розничных клиентов. Интеграция изменила модель ведения бизнеса. Мы сделали упор на том, что интересно другим глобальным бизнес-линиям группы ВТБ, и поддержали их ресурсами. Ведь наш депозитный портфель на 900 млрд руб. больше, чем кредитный. Интеграция удачно совпала с запуском нового бренда. Мы освежили визуализацию наших офисов, сделали бренд более современным и динамичным. Клиенты заранее были проинформированы обо всех изменениях, связанных с присоединением, и даже в контакт-центре число обращений не превышало стандартных значений. Организационная и техническая интеграция розничных сетей завершится к 1 июля. У нас будет порядка 1350 офисов объединенной розничной сети банка ВТБ. IT-интеграция закончится к 1 октября. К этому сроку все продукты и клиентские базы будут перенесены на единую IT-платформу. Все эти операции будут незаметны для наших клиентов.

— Что изменилось для клиентов после объединения двух банков?

— С 1 января все наши клиенты получили возможность пользоваться обновленной продуктовой линейкой. На лучших условиях им доступны привычные продукты и услуги, а банк при этом получит существенную экономию — до 15 млрд руб. в год. Ее мы также направим на развитие бизнеса.

Сейчас очевидно, что уже только за счет интеграции мы нарастили бизнес. В январе показатели продаж ипотеки объединенного банка выросли на 64%, кредитов наличными — на 69%, автокредитов — на 29%. В целом выдачи кредитных продуктов увеличились более чем в полтора раза по сравнению с январем прошлого года.

— На что будет сделан акцент в работе единого банка в 2018 году?

— Нашими ключевыми задачами на ближайшие три года являются повышение лояльности клиентов и улучшение качества сервиса. Мы хотим стать основным платежным банком не только для клиента, но и для его детей, родственников и друзей. Только в этом году мы планируем нарастить активную клиентскую базу на 1 млн человек.

По итогам прошлого года доля группы ВТБ на рынке банковского ритейла выросла до 20,1%. Но мы не намерены на этом останавливаться.

В этом году рассчитываем нарастить продажу кредитов наличными до 680 млрд руб., ипотеки — до 580 млрд руб., автокредитов — до 90 млрд руб. Общий объем продаж кредитных продуктов должен составить 1,3 трлн руб. — на 23% больше, чем в 2017-м.

Также вместе с Почта Банком мы планируем нарастить ресурсную базу физлиц на 900 млрд руб. и достичь 4 трлн руб. по портфелю. При этом особый акцент будет сделан на инвестпродукты. В ноябре и декабре мы продали населению корпоративных облигаций ВТБ более чем на 15 млрд руб. Ценные бумаги выпускались с повышенной доходностью в 8% годовых. В этом году планируется несколько выпусков облигаций на сумму 50 млрд руб.

Беседовал Сергей Артемов

Вся лента