Удмуртия переходит на английский
Зачем министрам проводить совещания на иностранном языке
Совещания в правительстве Удмуртии будут проходить на английском языке, заявил глава республики Александр Бречалов. По его планам, министры начнут обсуждать проблемы региона по-английски с 2019 года. Получится ли перевести чиновников на иностранный язык и зачем это нужно, выясняла Полина Смертина.
Александр Бречалов признается: он хотел провести первое заседание правительства Удмуртии на английском языке уже в этом году. Но воплотить идею в жизнь не удалось, потому что «It’s not possible — сначала нужно научиться каким-то другим вещам». Александр Бречалов — новый для региона политик, он был назначен на должность главы Удмуртии всего год назад.
В правительстве региона спокойно отнеслись к решению проводить совещания по-английски. Председатель регионального кабинета министров Ярослав Семенов заявил «Коммерсантъ FM», что правительство будет выполнять поручение главы региона: «У нас есть обучение сотрудников. Есть сотрудники, есть и среди заместителей те, кто владеют, те, кто обучался и работал по профилю с использованием английского языка. Я обучался с носителями языка, и в том числе работа была связана с использованием и переговоров, и деловой литературы. Уровень ставился Advanced».
Александр Бречалов — не первый региональный руководитель, который предлагает чиновникам переходить на иностранный язык. Еще в 2008 году глава Ульяновской области Сергей Морозов грозил заставить всех министров сдавать экзамен по английскому языку. В 2011-м инициатива вышла на федеральный уровень: Министерство экономического развития предлагало отправлять госслужащих на обучение за границу.
Но времена изменились, глава Удмуртии Александр Бречалов опоздал с предложением, заметил глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Александр Бречалов не набрал репутацию политического тяжеловеса, и, в общем, скорее коллекционирует экзотические идеи. Цель английского языка является таким логичным шагом, хотя немножко противоречащим патриотическим трендам».
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский регулярно предлагает запретить использование иностранных слов при наличии русских аналогов. А депутат Госдумы Ирина Яровая два года назад заявила, что российские школьники слишком много времени уделяют иностранным языкам — по сравнению с русским. Не говоря уже о том, что по закону госслужащих нельзя обязать говорить по-английски, отмечает старший партнер московской коллегии адвокатов «Легис Групп» Сергей Никитенков: «Государственный язык — это русский, все делопроизводство ведется на русском языке и на языке, допустим, субъекта. Глава региона исполняет требования закона: он может вынести на обсуждение закон, что с сегодняшнего дня все говорят на китайском языке, а депутаты пусть обсуждают и принимают».
Впрочем, не у всех чиновников получается овладеть иностранным языком в совершенстве. Виталий Мутко, будучи министром спорта, произнес легендарную речь на ломаном английском еще в 2010м году:
Мутко до сих пор цитируют. Владимир Путин даже подарил ему разговорник по английскому языку. Фирменную фразу произнес и Дмитрий Медведев, когда представлял коллегам Виталия Мутко уже в должности вице-премьера:
Частные компании в России тоже иногда переводят внутреннее общение на английский. Например, с марта прошлого года владелец сети «Додо-пицца» Федор Овчинников дал распоряжение всем сотрудникам вести корпоративную переписку только по-английски. Он объяснил это развитием бизнеса за рубежом — в частности, в США и Китае.