Черные списки дополнят исключением
Пострадавшим банковским клиентам расширяют возможности реабилитации
ЦБ приступил к созданию межведомственной комиссии, которая будет рассматривать жалобы клиентов финансовых организаций, попавших в черный список отказников. Это второй уровень механизма реабилитации для тех, кому в исключении из списка отказал банк. Однако чтобы пожаловаться в комиссию, клиент должен принести из кредитной организации мотивированный отказ, а давать такие документы банки сейчас не обязаны и зачастую не готовы. Устранить эту коллизию регулятору придется до 30 марта, когда система должна заработать.
Банк России опубликовал проект указания о работе межведомственной комиссии, которая будет рассматривать жалобы клиентов финансовых организаций, попавших в черный список. Это очередной шаг ЦБ на пути в решении проблемы реабилитации таких клиентов. В ноябре прошлого года ЦБ рекомендовал банкам реабилитировать клиентов добровольно, однако к 1 марта было реабилитировано лишь 2,4 тыс. клиентов. Всего таких клиентов, по данным ассоциации «Россия», более 500 тыс. В конце прошлого года регуляторы сообщили о начале работы над двухуровневой системой реабилитации отказников. Межведомственная комиссия ЦБ и Росфинмониторинга станет вторым уровнем этой системы после рассмотрения вопроса банком. Соответствующие поправки вступят в силу с 30 марта 2018 года.
Черный список отказников ЦБ рассылает банкам и другим финансовым организациям с июня 2017 года. В него попадают клиенты, которым банки отказали в обслуживании или проведении операций из-за подозрений в нарушении антиотмывочного законодательства. С компаниями и физлицами из списка кредитные организации предпочитают не иметь дел (см. “Ъ” от 6 октября 2017 года). При этом механизма реабилитации — исключения из списка клиентов, попавших туда, например, по ошибке, до последнего времени не было.
Согласно опубликованному ЦБ проекту, если клиент не смог доказать банку, что он не вовлечен в сомнительную деятельность и получил отказ в реабилитации, в игру вступает межведомственная комиссия. Клиенту следует запросить у банка письменный отказ и подать его вместе с жалобой в ЦБ. Комиссия рассмотрит заявление в срок до 20 рабочих дней. Если и ЦБ, и Росфинмониторинг приходят по конкретной жалобе к общему мнению, то решение выносится заочно. Если есть разногласия, то проходит очное заседание комиссии. Участие клиента в заседании комиссии возможно «в исключительных случаях», но каких именно, в проекте ЦБ не указано.
В ЦБ пояснили “Ъ”, что с его стороны «работа по рассмотрению обращений заявителей и оценке конкретных кейсов будет осуществляться совместно службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг и департаментом финансового мониторинга и валютного контроля». От более детальных комментариев по работе комиссии в ЦБ отказались, сославшись на то, что механизм до конца не проработан и в настоящее время «Банк России готовит ряд нормативных актов о работе межведомственной комиссии, об информировании о принятых ею решениях».
Это, впрочем, не помешало Банку России совместно с Росфинмониторингом презентовать новый механизм реабилитации на прошедшем вчера выездном заседании совета межведомственной комиссии по ПОД/ФТ и ФРОМ. Там банкирам сообщили, что они должны будут выдавать отказникам документ, в котором будет изложено мотивированное разъяснение о причинах отказа в проведении операций или в обслуживании. «При этом ранее регуляторы несколько иначе презентовали данный механизм: тогда комиссия должна была сама запрашивать пояснения от банка»,— отметил сопредседатель комитета Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс-рискам Алексей Тимошкин. Готовы ли кредитные организации давать подобные справки — вопрос. «Полагаю, что нет,— отметил общественный омбудсмен по защите прав предпринимателей на рынке финуслуг Олег Иванов.— Ранее банки таких справок не давали, юридических механизмов заставить выдать подобный документ нет, оперативно перестроиться они вряд ли смогут». По мнению главы коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры» Евгения Корчаго, логичнее было бы, если бы ЦБ пошел по изначальному пути и комиссия сама запрашивала банк.
Успеет ли ЦБ доработать механизм реабилитации к 30 марта — вопрос. «Механизм реабилитации нужен, правда, сейчас он немного похож на дырявый корабль, который регулятор будет латать уже во время плавания»,— отметил Алексей Тимошкин.