Поворот к себе лицом
ПМЭФ предпочтет внутренние интересы внешнему вниманию
Вытеснение России из международной повестки, ставшее заметным еще на Всемирном экономическом форуме в Давосе, изменило и традиционно ориентированную на внешний интерес программу Петербургского международного экономического форума. Год назад на ПМЭФ обсуждали передовые мировые технологические тренды, но в 2018 году основой станет внутренняя тематика — построение «экономики доверия» населением, бизнесом и государством. Это доверие в РФ необходимо властям и как способ сократить внутренние издержки, и — опосредованно — как способ убедить внешних инвесторов, что ошибки регулирования инвестклимата в РФ могут быть учтены.
Основной фокус деловой программы Петербургского международного экономического форума (24–26 мая) представил в сообщении его организатора — «Росконгресса» — глава Минэкономики Максим Орешкин. По его словам, ускорение темпов роста экономики РФ выше среднемировых потребует инвестиций в 25–27% ВВП, для чего нужны системное развитие инфраструктуры и экспортных возможностей, новые инструменты финансирования и упрощение административных процедур. Но этого недостаточно «без большего, чем сейчас, доверия между населением, бизнесом и государством», отметил министр. Для главы же ЦБ Эльвиры Набиуллиной это скорее финансовый инструмент: рост требует ресурсов, а длинных денег без доверия между экономическими агентами не будет — даже в условиях, когда «последствия кризиса преодолены».
Отметим, что технологическим обеспечением такого доверия власти РФ занимаются все последние годы, хотя в Белом доме идея прозрачности как основы комфортной среды для бизнеса и власти публично не высказывалась — цифровизация власти обсуждалась скорее как способ «обеления» экономики. Начало 2018 года позволило чиновникам рапортовать об успехах — так, цифровизация ФНС и Росреестра почти ликвидировала практику неформального взаимодействия чиновников и их «клиентов» при увеличении налоговых поступлений. Здесь скорее уместно говорить об одностороннем доверии государства экономическим агентам — прозрачность последних была реализована, в частности, выводом в онлайн кассовых аппаратов. В том же ключе можно рассматривать системы маркировки лекарств, меховых изделий, алкоголя и табака (список будет расширяться), но они обеспечивают прозрачность рынка скорее для потребителей. Доверие к госорганам, как предполагается, должна повышать и масштабная реформа контрольно-надзорной деятельности. При этом отказ от избыточных проверок является и способом снижения издержек, и, как следствие, улучшения инвестклимата.
Деловая программа ПМЭФ-2018 непосредственного обсуждения идей «экономики доверия» не предполагает и выглядит более традиционной: ее тематические блоки посвящены трендам, обсуждавшимся в Санкт-Петербурге год назад. Так, «Глобальная экономика в эпоху изменений» затронет темы от демографии и решения проблем социального неравенства до энергетики и применения новых технологий в АПК. В блоке «Россия: используя потенциал роста» будут говорить об экспортном потенциале креативных индустрий, месте страны в технологической и энергетической сферах. Кроме того, будут оглашены результаты рейтинга инвестклимата регионов. В блоке «Технологии для лидерства» ожидаются дискуссии о применении искусственного интеллекта в реальном секторе, о технологии блокчейн в управлении и бизнесе и построении цифровой инфраструктуры. Наконец, блок «Человеческий капитал в цифровой экономике» — повод вернуться к теме трансформации рынка труда и роли образования в экономике. Впрочем, эти дискуссии не конфликтуют, а в будущем оказываются увязаны с интересующей теперь власти средой доверия: так, в 2018 году в РФ должен быть запущен реестр данных ЗАГС, который де-факто добавит в цифровую экосистему государства данные для проведения адресной соцполитики и развития рынка труда.
Двумя годами ранее ПМЭФ во многом был посвящен тому, чтобы убедить внешних наблюдателей в устойчивости экономики РФ и в способности властей ее поддерживать, однако в 2018 году Россия, вероятно, больше будет интересна себе самой. Переориентацию ПМЭФ на внутреннюю тематику косвенно подтверждает и отсутствие в анонсе форума яркой международной повестки: она предполагает лишь встречи с представителями деловых кругов нескольких стран.