Единый учебник по русскому и ЕГЭ по китайскому
В Минобрнауки обсудили планы ведомства на год
Предложение разработать концепцию единого учебника по русскому языку поддержали в Минобрнауки. Эта идея была обнародована сегодня на итоговой коллегии ведомства. В планы Минобрнауки также входит включение со следующего учебного года в перечень доступных российским школьникам экзаменов по иностранным языкам ЕГЭ по китайскому языку. Кроме того, в министерстве в очередной раз призвали навести порядок в школьном олимпиадном движении и присуждении медалей.
Идею разработать единый учебник по русскому языку, «как это было реализовано при подготовке единого учебника по истории», чиновникам Минобрнауки предложила президент Российской академии образования Людмила Вербицкая. По ее словам, в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в школах, сейчас входит около 80 пособий по русскому языку и литературе. «Правильно ли это? — обратилась госпожа Вербицкая к участникам заседания.— Мне кажется, совершенно очевидно, что пришло время разработки концепции создания единого учебника русского языка». На предложение откликнулась глава Минобрнауки Ольга Васильева: «Это станет главной темой дня».
В ближайшие планы ведомства также входит апробация модели устной части экзамена по русскому языку: в апреле пройдет масштабная апробация устного собеседования в девятых классах. Замминистра образования и науки РФ—руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов также сообщил, что завершена разработка модели проведения единого госэкзамена по китайскому языку и ведомство готово включить предмет в список доступных российским школьникам. В настоящее время выпускники могут выбрать ЕГЭ по четырем иностранным языкам: английскому, немецкому, французскому и испанскому. «У нас есть все основания его (китайский.— “Ъ”) сделать пятым языком для тех регионов, где идет несколько языков сразу»,— сказала Ольга Васильева. По ее словам, это прежде всего дальневосточные регионы.
Кроме того, в министерстве в нынешнем году ожидают повышения «объективности процедур награждения выпускников медалями» и проведения олимпиад. Речь идет о фактах необъективного присуждения выпускникам золотых или серебряных медалей, о чем “Ъ” сообщал в июле 2017 года. В частности, в Рособрнадзоре обращали внимание на то, что в ряде регионов уровень медалистов существенно превышает средний по России (не более 10%). В Карачаево-Черкесии медалистов было 20%, в Адыгее — 17,7%, в Кабардино-Балкарии — 17,3%, в Мордовии и Ставропольском крае — по 16%, в Краснодарском крае — 15,6%, в Ростовской области — 14,7%.
Ольга Васильева ранее заявляла «РИА Новости», что 40% призеров школьных олимпиад не набирают на ЕГЭ по профильному предмету более 60 баллов. Кроме того, по словам министра, 30% выпускников даже не выбирают для сдачи ЕГЭ по предметам, по которым участвуют в олимпиадах. «Модернизация наших информационных систем и их синхронизация позволили вплоть до конкретных фамилий показать необъективность многих медалей и некоторых олимпиад»,— уточнил на коллегии Сергей Кравцов.
Комментируя ситуацию с зарплатами работников сферы образования, Ольга Васильева сообщила, что за прошедший год зарплаты школьных учителей выросли на 1,6 тыс. руб. и на 8,7 тыс. руб.— в высшем образовании. Ранее в профсоюзе «Университетская солидарность» заявили, что реальные доходы профессорско-преподавательского состава существенно отстают от уровня, которого требует один из майских указов президента Владимира Путина. Согласно документу, с 2018 года зарплата вузовских преподавателей должна составлять 200% от средней по региону.