Панда с кулаками
Почему Голливуд отверг китайского Рэмбо? Размышления Дмитрия Косырева
Мало кто в курсе, но у недавнего "Оскара" было еще и китайское измерение
Перед нами классический случай размахивания кулаками после драки. "Драка" в данном случае — это недавняя церемония присуждения "Оскаров" американскому и мировому кино. Кулаки (полемические, конечно) пошли в ход у обидевшихся китайцев: почему не присудили премии их "Войне волков - 2"?
А почему, спросим, американские академики ей вообще должны были что-то присуждать? Отвечаем: основания для претензий вообще-то есть. Дело не только в том, что перед нами вполне международное кино, где снялись англоязычные актеры вдобавок к китайским. Но еще "Война волков" обогнала по кассовым сборам "Аватара", "Титаник" и "Парк юрского периода". И пусть кассовые сборы были прежде всего в Китае (хотя далеко не только там), речь-то о номинации на "Оскара" по категории иностранных фильмов...
Кстати, китайский кинорынок сейчас второй в мире по ежегодным кассовым сборам (после США) и первый по числу экранов, причем 70 процентов фильмов на нем свои.
Так что мы говорим не о попытке случайного прорыва гения-одиночки к премиям и звездам, а о мощном национальном кинематографе, который не только хочет добиться мирового лидерства или приблизиться к нему, но и имеет для этого немалые основания. Вопрос в том, какое для этого кино надо делать — свое или американское. К этому и свелась история с фактической травлей "Войны" в США, завершившейся оскаровским провалом.
Здесь стоит рассказать, о чем, собственно, фильм. Значит, так: выброшенный из китайской армии за рукоприкладство с человеческими жертвами гений спецназа Лэн Фэн перебирается в Африку, превратившись там в авантюриста и волка-одиночку. А в Африке, как вы понимаете, акулы, гориллы, пираты, наемники и иные плохие люди. И вот Лэн участвует в эвакуации китайских граждан из охваченной войной вымышленной африканской страны (эвакуация — на борту китайских военных кораблей) и уничтожает западных наемников, от которых в этой стране все зло.
Заметим, что в отличие от США Китай ни в каких войнах за последние почти 40 лет не участвовал, но очень активно занят миротворчеством под флагом ООН, и особенно в Африке. Так что место действия публике понятно. Эвакуация с участием китайского военного флота была в 2015 году в Йемене, и об этом есть еще один китайский фильм — "Красное море", тоже очень популярный. Но в целом события в "Войне волков" — чистый вымысел. Зато народу (китайскому) фильм нравится.
Короче говоря, в Китае сняли стопроцентную имитацию "Рэмбо", на типичном для их сегодняшнего кинематографа высочайшем техническом уровне. И теперь страшно удивляются, что эта имитация, да еще с ее кассовым успехом, не получила "Оскара". Так ведь кинокритики из США им все объяснили прямым текстом. Вот так ("Нью-Йорк таймс"): китайское кино идет в направлении, противоположном "Оскару", потому что раздувает в аудитории китайский национализм, экспортирует свой взгляд на миропорядок и этим объявляет культурную войну Голливуду.
Ну в самом-то деле: китайский экс-спецназовец заявляет (эти строчки с рекламного плаката вошли уже во все энциклопедии): каждый, кто обидит Китай, должен быть уничтожен, как бы далеко он ни находился. И вообще, о чем вы говорите: китайский флот у берегов Африки спасает своих граждан от западных наемников, разрушивших целую страну? Да ведь еще лет десять назад для американца невозможно было представить китайский флот где-то, кроме как у китайских берегов. Как и представить, что спецназовцы, оказывается, бывают и "с китайскими особенностями".
Разобраться, то ли подъем национальной гордости и уверенности порождает соответствующее искусство, то ли это искусство способствует подъему, трудно (американцев сделал Голливуд или они его сделали — вопрос открытый). Но в порядке ведения упомянутой культурной войны с Голливудом в Пекине появились вполне ожидаемые комментарии к этой ситуации. Дословно: "американские СМИ, похоже, возражают против всего позитивного о Китае, будь то экономический рост или любовь к собственной стране". И дальше: так же как Нобелевские премии, "Оскары" теряют свою репутацию. И если китайское кино расходится с "Оскарами", то это потому, что Голливуд формирует климат враждебности к Китаю, а не наоборот...
Кто-то думал, что такое происходит только в отношении России. Да ничего подобного, мы только часть картины. И вообще-то надо поблагодарить американцев за искренность. Могли бы промолчать и тихо-тихо, стыдливо не присудить "Войне волков" ничего. Нет же, они четко сказали: вот если это "Рэмбо" и миллион имитаций такового, то все нормально. Потому что Рэмбо — американец, ему можно говорить: кто Америку обидит, долго не проживет. Если вы иностранец и снимаете своего "Рэмбо", то сколько угодно, но герой у вас должен демонстрировать американский, а не ваш патриотизм. Иначе он идет в направлении, противоположном "Оскару". Так ведь "Оскара" не надо уличать — он и не скрывается.
А дальше выступил любимец Голливуда Джеки Чан... Дело было на прошлой неделе на заседавшей в Пекине "двойной сессии" китайского парламента. Двойная она потому, что кроме Всекитайского собрания народных представителей собирается также аналог нашей Общественной палаты — Народный политический консультативный совет, и Джеки — член такового. Сказал он следующее: не жалуйтесь, учитесь у Голливуда. Вот у нас есть панда и есть кунфу, но "Кунфу-панду" сняли американцы.
То есть снимать много кино (в том числе хорошего) в Китае умеют, но еще есть маркетинг — в США и во множестве других стран, учитесь. Где, например, международные кинофестивали, которые Китай мог бы устраивать, чтобы продвигать свои эстетические и прочие ценности? А если их нет, то зачем обижаться на Голливуд, который продвигает что-то свое? И да, нечего стесняться обращаться к государству за поддержкой, здесь она уместна.
Разговор пошел дальше, к нему подключились новые участники, говорят обо всем сразу. И стало ясно, что китайское кино страдает от тех же проблем, что и наше. Вот таких, допустим: хорошенькие личики без малейшей актерской школы. Стало модно снимать кино под популярного рэпера или модель, у каждой из которых громадная толпа поклонников. Основная часть бюджета уходит на нечеловеческие гонорары звезде. Но на экране эта звезда выглядит как потерянная, потому что играть ничего не умеет. В итоге провал, в том числе иногда и коммерческий. И еще есть множество проблем.
Дискуссия набирает силу, суть ее — мы не хуже США: да или нет? А общая картина получается довольно позитивная. Есть мощная, не страдающая от недостатка денег или талантов индустрия, которая принесла за один только прошлый месяц 1,58 млрд долларов (мировой рекорд). Есть желание — на национальном уровне — создать свое кино международного класса, такое, что могло бы стать альтернативой американскому и какому угодно еще. Осталось претворить эти планы в жизнь.