Лицом к тихому
Анна Толстова о правильной оттепели
В Мраморном дворце Русского музея проходит выставка "В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х — середина 1960-х", говорящая об эпохе оттепели без умильной ностальгии и прочего "романтического реализма"
Борис Ермолаев. «К отцу», 1961
Вера Матюх. «Бензоколонка ночью», 1964
Валерий Доррер. «Последняя остановка»
Арсений Семенов. «Закарпатье»
Сергей Сперанский. «К гостинице „Аврора”»
Анатолий Киселев. «Белые ночи», 1963
Фото: Русский музей
Выставка с нейтральным, если не сказать скучновато-академическим называнием "В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х — середина 1960-х" посвящена оттепели, но это скомпрометированное слово в заглавие не вынесено. Скомпрометировано оно прошедшим год назад в Москве с большим размахом межмузейным фестивалем "Оттепель: лицом к будущему" — будущее в лице значительной части публики и критики осталось им скорее недовольно по самым разных причинам, так что даже возникла конспирологическая версия, будто бы заказ отпраздновать оттепель как счастливый компромисс между интеллигенцией и властью, какой несложно спроецировать на сегодняшнюю политическую ситуацию, был спущен с самого верху, лишь бы только не праздновать вместе со всем прогрессивным человечеством столетие революции. В кураторском тексте к "Ленинградскому опыту" упоминается прошлогодний московский фестиваль и обтекаемо говорится о разочаровании "зрительской аудитории" в самой эпохе больших надежд, которое перенеслось "на оценку искусства, а то и на устроителей выставок". "В какой-то степени мы учли эту стихийную реакцию, настоящая выставка не ставит своей задачей показ общественных настроений, истории ментальности и прочего" — предупреждают кураторы, Александр Боровский и его команда из отдела новейших течений. Речь идет исключительно о пришедшем на смену сталинским "излишествам" стиле, "современном стиле", который постепенно захватил архитектуру, монументальное, прикладное и даже отчасти станковое искусство и который осторожно пропагандировал издававшийся с 1957 года журнал "Декоративное искусство СССР". Причем пришествие современного стиля показано преимущественно на ленинградском материале, но не только из локального патриотизма или же нежелания дублировать московские выставки. И вот тут начинается самое интересное.
Выставка камерная, всего на пять небольших залов, и они наполнены тихими, неброскими вещами, так что по интонации эта экспозиция отличается от московских, как стадионная поэзия "все-кончено-все-начато-айда-в-кино" от поэтических мимолетностей голявкинской прозы. В первом зале и вовсе показана какая-то чепуха: папиросные коробки, упаковки для пудры, конверты для грампластинок, спичечные и водочные этикетки — все то, что сегодня стало предметом хипстерской моды и собирательства. Но эта стильная чепуха во всей красе представляют ленинградскую школу промграфики и рекламного плаката, считавшуюся одной из лучших в СССР, поскольку она имела наглость опираться на достижения советского авангарда и модернизма. Конверты для пластинок Павла Ивлева с небанальными, нетуристическими видами Ленинграда напоминают о довоенных традициях ленинградской пейзажной школы, об обществе "Круг художников" и об экспериментальной литографской мастерской при ЛОСХе. Совершеннейшим оп-артом смотрятся образцы тканей для фабрики имени Веры Слуцкой, разработанные Николаем Сорокиным и Валентином Косовичем. И во всем — от водочных этикеток до плакатов про покорение космоса — у Игоря Оминина, одного из лидеров ленинградской школы графического дизайна, много занимавшегося также и оформлением выставок, чувствуется большая и явно разделенная любовь к конструктивизму.
Имя Оминина неожиданно появится в одном из последних залов — под изысканными "абстрактными композициями" начала 1960-х, которые никак не оправдать дизайнерскими поисками в области композиции и цвета: их законченный, станковый характер говорит о том, что художник сознательно упражняется в "буржуазном формализме" и его в качестве ориентиров привлекают не только советские конструктивисты-производственники, но и французские пуристы с Баухаусом. Что Оминин в свободное от дизайна время занимался живописью, было хорошо известно и ранее — но известно было, скорее, что он певец родной природы и наследник русской реалистической пейзажной традиции. Тут же показаны его превосходные индустриальные и городские пейзажи — порты, градирни, новостройки, универсамы; контуры бегло очерчены тушью и подсвечены акварелью в мондриановской гамме. А уж Оминин-абстракционист совершенно законно возникает в контексте андерграунда — как недобитых авангардистов 1920-х, Владимира Стерлигова и Павла Кондратьева, так и новых, послевоенных, арефьевского круга. Причем Стерлигов, ученик Малевича и друг обэриутов, в "Аналитическом альбоме" начала 1960-х тоже весьма неожиданно предстает не столько мистиком-богоискателем, как мы привыкли понимать его "чашно-купольную" систему, сколько единомышленником кинетистов, зараженным научным романтизмом шестидесятников.
Кирилл Петров-Полярный. Сервиз «Суздаль»
Здесь вообще полезно вчитываться в имена на этикетках под разнообразным дизайном и ширпотребом. Одни имена расскажут о том, как выживал и доживал, в эпоху оттепели почувствовав даже некоторый прилив сил, советский революционный авангард. Когда на Ленинградском фарфоровом заводе продолжали трудиться Малевичевы ученики, Анна Лепорская и Эдуард Криммер, облекая супрематические идеи в форму ваз, а Борис Смирнов, в своем подпольном творчестве прошедший вместе с XX веком путь от конструктивизма и сюрреализма до концептуального искусства, в миру числился знатным стеклоделом и работал на Ленинградском заводе художественного стекла. Другие имена, сегодня куда лучше известные по "другому искусству", напомнят о том, что прикладная и оформительская сферы кормили многих эстетически несогласных с советской властью. Например, замечательные пластмассовые куклы, всевозможные "Кати", "Люды", "Пловчихи" и "Гимнастки", вышли из рук скульптора Льва Сморгона, старожила "Деревни художников". А в эскизах декораций к спектаклю по пьесе правовернейшего коммуниста Назыма Хикмета вдруг во весь рост предстают супрематические фигуры Малевича — имя автора, москвича Олега Целкова, приехавшего в Ленинград учиться у Николая Акимова, потому что из других худвузов его, формалиста, мгновенно выгоняли, объясняет это удивительное для 1959 года явление.
Разумеется, выставка о стиле эпохи не может не коснуться архитектуры и монументального искусства, и сейчас, после трех десятилетий торжества "петербургского стиля", захламившего город тошнотворной пошлятиной квазиампира и квазимодерна, полезно вспомнить, что ленинградская архитектурная школа была совсем другой. И что она вполне вписывалась в интернациональное послевоенное современное движение, о чем свидетельствуют проекты Сергея Сперанского, Армена Барутчева, Давида Гольдгора — градозащитники могут в очередной раз всплакнуть над его эскизом фасада гостиницы "Москва", с непринужденной элегантностью раскинувшей бесконечные крылья от площади Александра Невского до Синопской набережной, и посетовать на изуродовавшую это выдающееся здание недавнюю реконструкцию. И когда перед изящной громадой ТЮЗа архитектора Александра Жука, словно бы учившегося у Карло Скарпы, вырастают известняковые аллегории юности, выполненные матвеевскими учениками Александром Игнатьевым и Любовью Холиной в лучших традициях учителя, и когда Константин Симун проектирует памятник "Дорога жизни" в виде минималистского разорванного полукольца, видно, что ползучая реабилитация модернизма шла в Ленинграде по всем направлениям.
Олег Целков. «участок», эскиз к спектаклю «Дамоклов меч», 1959
Нынешняя выставочная мода в отношении советского искусства — показывать неофициальное и официальное искусство скопом, находя общие мотивы и при этом как бы забывая, что между похожими вроде бы цветами народного художника и художника-подпольщика есть та разница, что первый мог выставляться в Москве и за границей, а второй не мог нигде. "В поисках современного стиля" тоже как будто бы объединились довоенные авангардисты и модернисты, послевоенный андерграунд и вполне официальные художники, но объединены они вовсе не механически — дескать, всюду жизнь и "романтический реализм" дышит где хочет. Речь о том, что эти "поиски современного стиля" происходят по краям — под прикрытием либеральных творческих объединений и предприятий вроде комбината ДПИ и ЛФЗ или же в таких маргинальных сообществах — вроде круга Стерлигова или круга Арефьева. Что одни, пережившие фронт, блокаду и несколько кампаний по борьбе с формализмом, в Ленинграде особенно свирепых, спасались в литографской мастерской ЛОСХа — Вера Матюх, Герта Неменова, Александр Ведерников или Борис Ермолаев, в 1960-х сделавший крестьянскую серию как оммаж Малевичу и спортивную серию как оммаж Матиссу. Что молодежь могла спастись в театре, как Геннадий Сотников, или же в журнальной графике, как Георгий Ковенчук, между прочим, внук Николая Кульбина. Но не всем везло, чему пример не столько выпавших, сколько вытолкнутых из советского социума Александра Арефьева и Рихарда Васми. В общем, кураторы этой выставки выбрали какую-то очень верную интонацию для разговора об оттепели — не бравурную "весна-идет-весне-дорогу", а такую, что вот, смотрите, немного оттаяло — и слава богу.
«В поисках современного стиля. Ленинградский опыт. Вторая половина 1950-х — середина 1960-х». Санкт-Петербург, Русский музей, Мраморный дворец, до 16 апреля