10 альбомов марта

Выбор Бориса Барабанова

 

Луи Франк Атлантида

2000-е — это уже ретро. Мало кто сейчас вспомнит эксцентричную киевскую группу Esthetic Education. А были времена, когда ее приглашали петь, например, на "Максидроме" или на вечеринке в честь запуска русской версии журнала Billboard. В Esthetic Education бельгиец Луи Франк пел в компании музыкантов, ушедших из "Океана Ельзи", музыка новой группы лучилась желанием выйти за рамки радиоформатного поп-рока. Песни для сольного альбома "Атлантида" Луи Франк писал довольно долго, его партнерами стали супруга, актриса Дина Корзун, и гитарист Esthetic Education Илья Галушко. Луи Франк не только запел по-русски, но и в целом пришел к совсем компромиссному сочинительству. Он с гордостью говорил о том, что черпает вдохновение из песен советского периода. Но из-за акцента существенную часть текстов все равно не разобрать, а то, что понятно, звучит совсем эстрадно-предсказуемо. Все это мешает испытать по-настоящему сильный ностальгический "приход". Esthetic Education не вписывались в форматы, но транслировали живой, дерзкий песенный порыв. А "Атлантида" — это и не сегодня, но и не слишком вчера.

Издатель Franck & Stein Ltd


Brazzaville Dream Sea

Отпраздновав 20-летие своей группы Brazzaville, Дэвид Артур Браун решил записать пластинку, посвященную памяти своего друга, радиоведущего и замечательного рассказчика Джо Фрэнка, чьими эфирами музыкант заслушивался во времена своей калифорнийской юности 30 лет назад. "Твой голос был полон комфорта",— пишет Дэвид Браун в посвящении Джо Фрэнку. То же можно сказать и о его собственном голосе. Тембр Дэвида Брауна по-прежнему имеет успокаивающий и согревающий эффект. Но на смену акустическим софт-роковым аранжировкам пришли эксперименты с электрическим звучанием. Даже гомеопатические дозы синтезаторов и электрогитар производят впечатление революции в уютном мире Brazzaville, особенно по сравнению с предыдущим альбомом "Oceans Of The Ganymede" (2016). А в песне "Temple Street" русское ухо опознает следы группы "Кино" — когда-то Brazzaville сделали кавер-версию "Звезды по имени Солнце", а теперь просто вспомнили звук ленинградцев. В целом "Dream Sea" — типичная "медленная хорошая музыка", но талант Дэвида Брауна — автора состоит в том, что в каждой песне есть стержень и каждую хочется дослушать до конца.

Издатель David Arthur Brown


Федор Чистяков Нежелательная песня

"Нежелательная песня" — первый альбом, выпущенный экс-лидером группы "Ноль" Федором Чистяковым после эмиграции в США. Несмотря на то что заготовки для этих песен копились еще в России, их сумма выглядит как непосредственная реакция на события самого что ни на есть сегодняшнего дня. Весь альбом — это самые что ни на есть буквальные социальные и политические комментарии, но ценнее то, что в песни господина Чистякова вернулась та фирменная лукавая злость, за которую когда-то так ценили "Ноль". На месте и нахрапистый чистяковский баян. Притеснения "Свидетелей Иеговы", к которым причисляет себя музыкант, спровоцировали радикальные жизненные решения и всплеск творческой активности, подобного которому у него не было очень давно. Итог — целиком "оппозиционный" и при этом полный молодого задора диск, возвращающий веру в животворящую силу русского рока.

Издатель Союз Мьюзик


Дельфин 442

После альбома "Звезда" (2004) Дельфин (Андрей Лысиков) утвердился в статусе одного из самых авторитетных сочинителей песен в категории "альтернатива". С годами он далеко ушел от рэпа, но и роком его песни назвать сложно. Он завоевал самое главное — право писать то, что считаешь нужным, вообще не оглядываясь на рынок и моду. В этом его можно сравнить разве что с Земфирой. Альбомы Дельфина были обязательны к прослушиванию любым, кто следит за русской музыкой, но их все сложнее было любить. Он пел о своем, но не об общем. "442" — первый за много лет альбом Дельфина, инспирированный суровой действительностью. Несмотря на интернациональный видеоряд клипа "520", альбом не о том, что "плохо везде". Это реальность России, это осознанный, четко сформулированный, впивающийся в позвоночник ответ взрослого человека на конкретную российскую жуть. Когда он выпускал свой предыдущий альбом "Она" (2016), русский речитатив еще обладал признаками контркультуры. Теперь, когда отечественный рэп взят в телевизор и стал приличной вещью, Дельфин читает обжигающие строки, не уступающие в беспросветности текстам "Времени N" Бориса Гребенщикова.

Издатель Мистерия звука


Дэвид Бирн American Utopia

В прошлый раз Дэвид Бирн издавал свои песни в режиме соло в 2004 году, тогдашний альбом "Grown Backwards" был чистейшим образцом сочинительского мастерства. Затем его увлекли коллаборации: он выпустил диск с St. Vincent и целую оперу с Fatboy Slim, а также альбом с Брайаном Ино, который чуть ли не целиком вошел в сиквел "Уолл-стрита" Оливера Стоуна. Теперь настало время высказывания от первого лица. Продюсерское плечо подставил Брайан Ино, поучаствовал и Дэниел Лопатин (Oneohtrix Point Never), который помог заново запустить сольную карьеру Энтони Хегарти (Anohni). Новый альбом Дэвида Бирна возвращает забытое чувство радости от того, что давно знакомый музыкант ведет с тобой разговор на понятном песенном языке. В пору, когда Coldplay могут пробиться в чарты только в альянсе с EDM-диджеями, а U2 зовут в студию Кендрика Ламара, господин Бирн остается чуть ли не единственным живым классиком, способным в одиночку создать доступный материал на основе собственных впечатлений от сегодняшнего дня. И обязательно послушайте песню "Bullet". Будет повод вспомнить, когда в последний раз музыка заставляла вас плакать.

Издатель Nonesuch


Everything Is Recorded Everything Is Recorded By Richard Russell

Основатель независимого британского рекорд-лейбла XL Recordings Ричард Расселл — не только выдающийся продюсер, в чьем послужном списке альбомы Адели, Фрэнка Оушена, Джила Скотта-Херона, Sigur Ros, The Prodigy, Кинга Крула и Radiohead, но и талантливый музыкант, удосужившийся наконец выпустить полноценный сольный альбом — "Everything Is Recorded". Возможно, он так никогда и не сделал бы этого, если бы в 2013 году его не свалил с ног синдром Гийена-Барре. Придя в себя после болезни, Ричард Расселл решил, что все идеи, которые вертятся в голове, все же стоит превратить в треки, а то кто его знает, как обернется в следующий раз. "Everything Is Recorded" похож на Gorillaz, а также на Lovage, Handsome Boy Modeling School и последний альбом De La Soul. Изобретательный и далекий от коммерческих стандартов хип-хоп — в основе. Друзья, в числе которых Самфа, Питер Гэбриел, Оуэн Палле и Камаси Вашингтон — в списке приглашенных гостей. Альбом, от которого невозможно оторваться, особенно если слушать его на хорошей акустике.

Издатель XL Recordings


Rhye Blood

У канадского электронного музыканта Майка Милоша есть особый талант: чем тише он играет, тем больше хочется его слушать. Из его старших коллег так мог, пожалуй, только Леонард Коэн. Rhye Майк Милош начинал вместе с датчанином Робином Ганнибалом, вместе они выпустили в 2013 году дебютный альбом группы. В прошлом году Майк Милош остался у руля один — и тем не менее довольно активно гастролировал, играя свои старые и новые еле слышные пьесы. А в 2018 году выпустил новый материал под заголовком "Blood". Это поп-музыка, которую сравнивают с Sade и Anthony And The Johnsons, но обладающая, пожалуй, не столь высоким вирусным потенциалом. То есть концерт Rhye в темном сидячем зале — чистый деликатес, но нет уверенности в том, что их песни захочется слушать по кругу. За исключением, пожалуй, сингла "Song For You". Если сравнивать с Cigarettes After Sex, другими популярными любителями "прикуривать от пустоты", то Rhye проигрывают в сонграйтинге, но лучше выглядят на сцене.

Издатель Loma Vista Recordings


Анна фон Хауссвольфф Dead Magic

На экспорт Швеция производит сугубо коммерческую поп-музыку, снабжая ею самых важных деятелей мировой эстрады, а себе оставляет таких непростых персонажей, как Карин Дрейер (Fever Ray, The Knife) или Анна фон Хауссвольфф. Анну фон Хауссвольфф называют самой яркой шведской звездой сегодняшнего дня, по части сочинительских талантов ее сравнивают с ABBA, по части вокала — с Кейт Буш. Госпожа фон Хауссвольфф предпочитает классический аккомпанемент — фортепиано и виолончель, с недавних пор — орган. Когда требуется вколотить слушателя в кресло, в дело идет индустриальная электрогитара. Новый альбом Анны фон Хауссвольфф заставляет вспомнить и готик-рок Cocteau Twins, и безжалостные записи Swans с Jarboe, и рвущую душу в клочья Диаманду Галас. Место на жестком диске Анна фон Хауссвольфф не экономит. На новом альбоме есть песни длительностью 12 и 16 минут. Певица легко достигает оперного эффекта, не нужно обладать сверхъестественным воображением, чтобы мысленно перенестись под эту музыку в готический храм или заброшенный театральный зал. Анна фон Хауссвольфф и не думает протягивать руку дружбы массовому слушателю. И тем не менее нет сомнений в том, что спрос на нее будет только расти.

Издатель City Slang


Мумий Тролль Восток Х СевероЗапад

Весной 2017 года группа "Мумий Тролль" записала первый альбом в своем нынешнем составе: Илья Лагутенко (вокал, тексты, музыка), Олег Пунгин (барабаны), Павел Вовк (бас-гитара), Артем Крицин (гитара), Александр DZA Холенко (синтезаторы и технологии). Запись проходила в Лос-Анджелесе, в студии, занимающей помещение одной из первых калифорнийских телестудий. По словам Ильи Лагутенко, это и не студия в полном смысле слова, скорее место, куда люди приходят за винтажными инструментами и старой аналоговой аппаратурой. Подход к написанию новых песен у группы был тоже "аналоговый". Песни рождались прямо в процессе работы, из набросков, которые принес каждый из участников группы. Лидер группы пустил в дело заметки, сделанные в ходе бесконечных путешествий, четверостишия, напетые на диктофон в кресле самолета. По его словам, это была смесь марш-броска с мозговым штурмом. В новом альбоме нет ничего, что было бы продиктовано конъюнктурой, но есть несколько вполне хитовых номеров, например "Не помню, зачем", "Милота" и "Отв. за романтику".

Издатель Mumiy Troll


Смоки Мо День первый

Выпустив в 2004 году альбом "Кара-Тэ", Смоки Мо (Александр Цихов) взял вес, который тогда далеко не все могли оценить. Он предложил рынку полноценный концептуальный альбом на русском языке, показал хип-хоп, который не был подражанием западным стандартам и не был пародией на самого себя. Впервые к русскому рэпу прислушались те, кто этот жанр на дух не переносил. "День первый" — шестая студийная работа. Альбом вышел в разгар всеобщего помешательства на русском речитативе и на баттлах с рифмованной грязной руганью. CD "Кара-Тэ" был чудом посреди пустыни, "День первый" — один из десятка или, может, сотни рэп-альбомов, вышедших в течение одной недели. Смоки Мо проигрывает им не только по чисто арифметическим параметрам, но и по той простой причине, что все еще пишет глубокие тексты с сильными метафорами и экскурсами в философию, концентрируясь при этом на своей собственной истории. Даже когда он говорит о сексе в "Броне" и "Бай Бай", это немного не тот секс, о котором читает Фейс или Лизер. Рэп для тех, кому за 30, существует. Слава богу, за него отвечает правильный человек.

Издатель Gazgolder Records


Вся лента