Планы РЖД на Словению сбились с пути
Правительство страны ушло в отставку из-за заморозки крупного транспортного проекта
Президент Словении Борут Пахор принял решение о проведении досрочных парламентских выборов. Об этом стало известно после того, как премьер-министр страны Миро Церар объявил об уходе в отставку. Поводом послужило объявление судом о заморозке крупнейшего инвестиционного проекта правительства Церара — строительства участка железной дороги между портом Копер и городом Дивача. Возможность участия в этом проекте ранее рассматривало ОАО РЖД. В компании "Ъ" подтвердили, что по-прежнему потенциально заинтересованы в участии в этом проекте.
В четверг премьер-министр Словении Миро Церар объявил о своей отставке президенту страны Боруту Пахору и Государственному собранию. О том, что он готов принять такое решение, премьер сообщил накануне, после того как Верховный суд Словении признал недействительным результаты прошлогоднего референдума, на котором граждане страны одобрили модернизацию участка железной дороги между портом Копер и городом Дивача.
На фоне череды забастовок в стране и натянутых отношений внутри правящей коалиции, премьер объявил: «Силы из прошлого не дают нам работать для будущих поколений. Я подаю в отставку».
Между тем решение суда может повлиять на судьбу потенциальных российских инвестиций в Словению: российские официальные лица, в том числе министр транспорта Максим Соколов, еще в 2016 году заявляли, что ОАО РЖД может быть заинтересовано в совместной реализации проекта по модернизации 27-километрового участка Копер—Дивача и, возможно, в дальнейшем управлении этим участком. В феврале 2017 года глава компании Олег Белозеров встретился с министром инфраструктуры Словении Петером Гашпершичем.
После этого о готовности российской стороны рассмотреть инвестиции в этот проект говорил президент РФ Владимир Путин. После переговоров с коллегой Борутом Пахором в феврале прошлого года он заявил: «Укрепляется сотрудничество в сфере транспортной инфраструктуры, прорабатываются варианты участия российской компании РЖД в модернизации железнодорожной сети Словении. Речь может пойти о масштабных инвестициях где-то в районе €1 млрд». Судя по данным словенских СМИ, эта сумма покрыла бы расходы на строительство целиком. Еще €200 млн готова была выделить Венгрия, а €44,3 млн — Евросоюз.
Крупнейший инфраструктурный проект правительства Церара мог бы стать прорывом и для российско-словенских торгово-экономических связей. Для сравнения, по информации Банка России, на 1 января 2017 года объем прямых накопленных словенских инвестиций в Россию составил $188 млн. Прямых накопленных инвестиций в словенскую экономику почти столько же — $194 млн. При этом на фоне кризиса в отношениях между Россией и Евросоюзом между Москвой и Любляной удалось сохранить стабильный рабочие отношения (см. “Ъ” от 22 февраля 2018 года).
Однако до тендера Любляна так и не дошла: по инициативе общественного движения «Налогоплательщики не сдаются» и оппозиционной правоцентристской Демократической партии в сентябре был проведен референдум по вопросу строительства участка дороги. Проект поддержали 53,5% участников голосования, но «Налогоплательщики не сдаются» обратились в суд с жалобой на то, что власти использовали €95 тыс. из бюджетных средств на проведение кампании в поддержку строительства. В итоге суд счел кампанию «односторонней», а результаты референдума — недействительными. Теперь Словению ждет новый референдум по этому вопросу, а также досрочные парламентские выборы. Голосование и так должно было состояться в июне этого года, однако после ухода в отставку нынешнего правительства президент принял решение об их переносе на май.
В ОАО РЖД “Ъ” подтвердили, что компания по-прежнему потенциально заинтересована в участии в этом проекте, пояснив, что ожидают «публикации словенскими партнерами официальной информации (конкурсных документов) по проекту для дальнейшей проработки возможных форматов участия».
Как Словения готовилась выбирать президента
В октябре 2017 года в Словении прошли президентские выборы, участие в которых принимали девять кандидатов. Эксперты выделяли лишь двух реальных претендентов на победу — Борута Пахора и мэра небольшого города Камник, бывшего комедийного актера Марьяна Шареца.