Госзаказ окружили вниманием
Казначейство развивает функции предварительного контроля госзакупок
Нижегородским ФГУПам и казенным предприятиям, работающим со средствами федерального бюджета, добавили контролеров. Параллельно с ФАС России полномочия по осуществлению контроля получили казначейские органы, которые следят за подготовкой контрактов. В обоих ведомствах говорят, что их функционал не пересекается и что двойного контроля нет. На госпредприятиях считают нововведения закономерными и готовятся к работе в изменившихся условиях.
С начала 2018 года работающие в Нижегородской области федеральные госучреждения и казенные предприятия, получающие субсидии из федерального бюджета, дополнили список предприятий, в отношении которых региональное управление Казначейства РФ будет проводить предварительный контроль госзакупок, в том числе и в рамках исполнения оборонного заказа. Ранее, в 2017 году в список проверяемых организаций вошли федеральные казенные учреждения, федеральные органы государственной власти и их территориальные органы, а также федеральные бюджетные (автономные) учреждения. По словам руководителя управления Казначейства РФ в Нижегородской области Сергея Зарубина, все документы, планируемые к размещению на портале госзакупок, проверяют на соответствие планов закупок выделяемым объемам средств. После заключения контракта и включения его в соответствующий реестр еще раз проводится проверка на соответствие всех данных и сверяются коды бюджетной классификации.
«В первой половине 2017 года из-за различных ошибок заказчику возвращался каждый пятый контракт. Самой частой ошибкой было превышение сумм контракта над выделенными лимитами. К началу 2018 года количество нарушений и возвращенных документов уменьшилось вдвое»,— уточнил господин Зарубин. Он отметил, что перед казначейством стоит задача уйти от последующего контроля при выполнении госзаказа, сделав акцент на предотвращении нарушений. С введением новых норм предприятие физически не сможет заключить контракт на сумму, большую, чем ему выделена. Это делает невозможным возникновение кредиторской задолженности.
В случае с ФГУП и ФКП нормы контроля со стороны Казначейства могут отличаться в зависимости от того, является ли предприятие получателем средств федерального бюджета. Если предприятие тратит только собственную выручку и не получает бюджетных средств, казначейство не вправе осуществлять предварительный контроль и проверяет только заключенные контракты. Если ФКП или ФГУП начинает получать средства федерального бюджета, оно автоматически попадает под полный контроль в рамках 44-ФЗ.
Контролем размещения госзаказа также занимается ФАС России, но руководитель нижегородского управления ФАС России Михаил Теодорович утверждает, что их полномочия не пересекаются: казначейство проверяет финансовую сторону закупок, а у антимонопольной службы на контроле все, что связано с физическими объемами производства, сроками исполнения госзаказа, возвратами и другими нарушениями. «Наши органы взаимодействуют. Например, если сроки по выпуску продукции „уплывают“, а ответчик говорит, что это происходит из-за срыва платежей, мы обязаны по этому вопросу проинформировать казначейство. Если в казначействе видят, что при осуществлении контракта возникает проблема, решение которой лежит в нашей компетенции, они об этом сообщают».
Заместитель директора ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» по инновациям и инвестициям Владимир Жигалов считает закономерным усиление контроля над финансовой деятельностью получателей федеральных средств. «Понятно, что контроль усиливается по всем направлениям и его надо воспринимать как данность. Сейчас везде пытаются навести порядок, для того чтобы повысить эффективность расходования бюджетных средств. Предприятиям придется привыкнуть к новым условиям»,— заключил господин Жигалов.