Депутаты усиливают влияние на строительном рынке
вопреки позиции Смольного
Петербургский парламент в ближайшее время рассмотрит два законопроекта, которые меняют городскую градостроительную политику. Один из них вводит дополнительные требования к инвесторам, которые претендуют получить земельные участки без торгов, второй обязывает чиновников разрабатывать детализированный план реализации Генплана города. Переговоры относительно этих инициатив, по словам председателя парламентской комиссии по городскому хозяйству Сергея Никешина, шли как внутри самого ЗакСа, так и между ветвями власти на протяжении двух лет. Несмотря на это, в Смольном по-прежнему выступают против принятия этих законопроектов.
Комиссия по городскому хозяйству петербургского ЗакСа накануне одобрила и рекомендовала принять в первом чтении два законопроекта, которые существенным образом меняют городскую градостроительную политику. Речь идет, во-первых, о поправках в закон "О градостроительной деятельности в Санкт-Петербурге", которые обязывают городскую администрацию разрабатывать не только Генплан (как единый документ территориального планирования города), но и план реализации Генплана. Это более детализированный документ, в котором должно быть указано, по какому именно механизму будет развиваться каждая территория в городе, на основании которого будут готовиться документы по планировке территории, приниматься решения о резервировании земель и о переводе их из одной категории в другую. План реализации, как и сам генеральный план, согласно законопроекту, будет принимать ЗакС.
"После принятия в 2005 году действующего сейчас Генплана петербургская администрация разработала и утвердила план его реализации, но спустя некоторое время перестала ему следовать. Примерно к 2009 году про план реализации забыли совсем, а в 2015-м — после неоднократных напоминаний о необходимости ему следовать — исключили соответствующие положения из городского закона. Но в федеральном они остались",— сказал "Ъ" руководитель экспертной группы комиссии по городскому хозяйству Александр Карпов. Законопроект ориентирован на новый Генплан, который городским властям предстоит утвердить в 2020 году. Однако принять инициативу нужно уже сейчас, чтобы у Смольного не было возможности "нарисовать в Генплане воздушные замки", считает Александр Карпов.
Второй законопроект внес на рассмотрение комиссии депутат-единоросс Владимир Носов. Эта инициатива меняет закон "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, для строительства, реконструкции и приспособления для современного использования". Сейчас этот закон позволяет городу предоставлять инвесторам участки без торгов, целевым назначением, для строительства социально-культурных (детских садов, школ, спортивных центров) и коммунально-бытовых объектов. Однако, как объявил на заседании комиссии господин Носов, зачастую инвесторы, получив участок без торгов, срывают сроки строительства. Поэтому он предложил выдавать участки целевым назначением только тем инвесторам, которые согласятся спроектировать и построить объект не дольше, чем за пять лет, и прописать это требование в городском законе.
Юридическое управление Законодательного собрания не нашло недочетов ни в первом, ни во втором законопроекте, причем, как утверждают разработчики инициатив, чтобы добиться положительного юридического заключения, проекты пришлось переписывать множество раз. Однако итоговая редакция обоих законопроектов не устроила Смольный. Вопрос о порядке утверждения плана реализации Генплана можно поднимать только после 2020 года, сейчас это делать бессмысленно и преждевременно, заявила на заседании комиссии глава юридического отдела комитета градостроительства и архитектуры Галина Цой. "У нас есть проблема. Есть ли сейчас у комитета готовый документ, который вы планируете для решения этой проблемы внести на рассмотрение депутатов?"-- оборвал госпожу Цой глава комиссии по городскому хозяйству Сергей Никешин и, услышав отрицательный ответ, предложил депутатам одобрить инициативу и отправить ее на первое чтение, невзирая на претензии Смольного.
Против введения дополнительных критериев для выделения участков инвесторам резко выступили и в юридическом комитете Смольного, и в комитете по инвестициям. Глава юридического отдела комитета по инвестициям Даниил Подшивалов указал депутатам, что федеральный Градостроительный кодекс разрешает регионам самостоятельно устанавливать только требования к самим объектам, под строительство которых город выделяет без торгов участки, а срок реализации проекта позволяет определить самому инвестору, устанавливая при этом рамки — от 3 до 10 лет. Господин Подшивалов указал депутатам, что бороться с долгостроями нужно в судебном порядке, расторгая с недобросовестными инвесторами договоры аренды. Но не смог ответить на вопрос депутатов, удалось ли Смольному хоть раз добиться компенсаций от инвесторов через суд.
Глава комиссии Сергей Никешин хотел, несмотря на позицию чиновников, отправить на первое чтение и этот законопроект тоже, однако в дискуссию неожиданно вмешался лидер фракции "Единая Россия" в ЗакСе Александр Тетердинко. Он заявил, что в такой редакции законопроект "не имеет шансов не только на подписание губернатором, но и на принятие Законодательным собранием", чем вызвал недоумение господина Никешина. "Мы два года ведем переговоры со Смольным по этим вопросам, и каждый раз все упирается в позицию "вы пришлите, а мы посмотрим". Мы не можем до бесконечности этим заниматься. Нужно принять проекты за основу, и уже потом продолжать работать",— объяснил Сергей Никешин господину Тетердинко после того, как зал покинули чиновники. Но в результате из-за позиции Александра Тетердинко рассмотрение законопроекта о целевом выделении участков, вероятно, отложится: депутаты решили доработать его вместе с юридическим комитетом Смольного.