Уйгурская диаспора митингует против притеснений на родине
Демонстрации в поддержку живущего в КНР меньшинства прошли в США, Турции и Австралии
Демонстрации в поддержку уйгуров — китайского этнического меньшинства — прошли накануне в США, Турции, Австралии и других странах мира. Три года назад КНР объявила «народную войну» терроризму, и с тех пор условия жизни в Синьцзяне, на исторической родине уйгуров, продолжают ухудшаться: власти борются с исламским экстремизмом, ограничивая свободу передвижения и возможности исповедовать ислам.
По данным агентства AP, около ста человек собралось в четверг перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Манифестации также прошли на улице Истикляль в Стамбуле и перед зданием Сиднейской ратуши. Сотни уйгурских женщин и мужчин выкрикивали лозунги и размахивали голубыми флагами — символами движения за независимость уйгуров. «Китайское правительство эффективно использует антитеррористическую кампанию, чтобы выставлять уйгурский народ террористами,— заявил AP организатор протестов в Нью-Йорке Рушан Аббас.— Но на самом деле это китайское правительство ведет себя как террорист в отношении уйгуров». «Мы получаем много новостей о том, что ситуация в Китае становится все хуже и хуже»,— сообщил тому же агентству лидер стамбульской демонстрации Сейит Тюмтюрк. Всего демонстрации планировалось провести в 14 странах. Во скольких из них они в итоге состоялись, не сообщается.
Напомним, что, по мнению правозащитников, уйгуры стали жертвами внутренней политики китайских властей. Тысячи представителей этого этнического меньшинства были задержаны, еще около 120 тыс. человек были насильно отправлены в лагеря для политического перевоспитания. Такие лагеря действуют в регионе с 2014 года, когда КНР объявила «народную войну» терроризму.
Этнические уйгуры говорят на языке тюркской группы и исповедуют ислам. Большая часть представителей этой народности на территории КНР живет в Синьцзяне — крупнейшем китайском регионе. Однако уйгуры там — этническое меньшинство. Несколько десятилетий назад они были основной этнической группой, населяющей эти территории, но сегодня большинство жителей Синьцзяна — это представители народа хань, самого многочисленного в Китае.
Власти не раз пытались снизить напряженность в Синьцзяне за счет ассимиляции уйгуров: в 2014 году заработала программа расселения этой народности по другим провинциям Китая.
Кроме того, китайское руководство ввело денежное вознаграждение и другие льготы за вступление в смешанный брак.
При этом в отношении тех уйгуров, кто не желает ассимилироваться, в Синьцзяне действуют ограничения на исповедание ислама, использование родного языка и свободу передвижений. Так, запрещено религиозное образование для детей, а студентам и некоторым госслужащим нельзя поститься в рамадан. Есть правила, которые запрещают называть исламскими именами детей. Уйгуры должны сдавать загранпаспорта на хранение в отделения полиции, причем полиция не всегда выдает их обратно.
Положением дел обеспокоены крупные международные организации: Human Rights Watch, например, считает, что политика, проводимая в Синьцзяне,— одна из самых жестких в мире. Власти Китая объясняют такой порядок возросшей опасностью, связанной с исламскими группировками, которые, как утверждается, набирают силу в регионе. За последние несколько лет в Китае произошло несколько терактов, которые власти относят на счет уйгурских боевиков-сепаратистов.
Борьба с экстремизмом по-китайски
Как власти страны ведут борьбу с исламским радикализмом и почему под давление попали уйгуры — в фотогалерее “Ъ”.