Конкуренты делят небо Alitalia
Другие авиакомпании хотят заменить обанкротившегося перевозчика
В то время как итальянская авиакомпания Alitalia, начавшая в прошлом году процедуру банкротства, еще пытается выжить, ее конкуренты уже борются за ее место в небе. Как сообщает агентство Bloomberg, сразу несколько международных игроков, как из Европы, так и с Ближнего Востока, готовы взять на себя рейсы, которые сейчас выполняет Alitalia. Среди претендентов на активы и рейсы авиакомпании — Qatar Airways, Lufthansa, Delta, Ryanair, EasyJet.
Хотя итальянская авиакомпания Alitalia начала процедуру банкротства только в прошлом году, проблемы авиаперевозчика продолжаются уже более двух десятилетий. Alitalia не приносит прибыль с 1999 года. По некоторым данным, на ее поддержку из итальянского бюджета ушло €10 млрд, а в 2013 году ее купила Etihad Airways, которая также неоднократно вливала в нее средства. После того, как Alitalia подала заявление о банкротстве, уже несколько конкурентов выразили желание приобрети ее активы. Среди них ирландский лоукостер Ryanair, а также Lufthansa, которая в ноябре прошлого года предложила купить большую часть авиапарка Alitalia за €250 млн. Потенциальные покупатели рассматривают разные сценарии от реструктуризации авиакомпании до ее уничтожения, приобретения наиболее эффективных частей ее сети или ее авиапарка. До 30 апреля управляющие банкротством Alitalia должны будут рассмотреть эти варианты.
Но больше, чем активы Alitalia, конкурентов интересует возможность заменить ее на совершаемых ею рейсах и активнее выйти на итальянский рынок авиаперевозок. В прошлом году катарская авиакомпания Qatar Airways приобрела 49-процентную долю в корпорации AQA Holding, которой принадлежит вторая по величине авиакомпания Италии Meridiana Fly. В феврале эта авиакомпания сменила название на Air Italy и объявила о планах по расширению охваченных ею международных направлений и обновлении авиапарка. Авиакомпания, которая раньше осуществляла преимущественно внутриитальянские рейсы, уже в этом году начнет летать в Нью-Йорк, Майами и Бангкок, а в 2019 году добавит и другие международные направления. Уже в апреле Air Italy получит первый из заказанных ею 20 самолетов Boeing 737, кроме того, она арендует пять самолетов Airbus A330–200 у Qatar Airways. В целом же, согласно планам авиакомпании, к 2022 году число перевозимых ею пассажиров должно достичь 10 млн в год, а число используемых самолетов — 50 штук.
Среди других интересантов — Lufthansa, ранее уже приобретавшая активы обанкротившихся авиакомпаний, например, швейцарской Swissair и бельгийской Sabena (на основе ее была создана Brussels Airlines), а также Air France—KLM Group, которой принадлежит 25% Alitalia. Руководство Air France уже заявляло о желании сохранить Alitalia как часть альянса SkyTeam, но без покупки ее акций. Среди возможных претендентов на активы Alitalia также называли американскую Delta и британский лоукостер EasyJet.
Скорее всего ситуация с Alitalia повторит развитие событий после ликвидации венгерской национальной авиакомпании Malev в 2012 году. Сейчас рейсы в Венгрию, из нее и внутри страны поделили между собой несколько авиакомпаний, в том числе Wizz Air, easyJet, Lufthansa. Это далеко не единственный пример, когда национальная авиакомпания существовала десятилетиями на государственные дотации, но в итоге все же обанкротились. Среди таких примеров — бельгийская авиакомпания Sabena, ликвидированная в 2001 году, Swissair и болгарская «Балкан», обанкротившиеся в 2002 году, а также греческая Olympic Airlines, прекратившая свое существование в 2009 году. Как отметил управляющий партнер издания Airline Weekly Сет Каплан: «Если Alitalia прекратит свое существование, большая часть ее рейсов будет скорее всего заполнена другими авиакомпаниями, которые действительно могут зарабатывать деньги».
Внутренние рейсы, выполнявшиеся Alitalia, менее привлекательны для других авиакомпания, так как конкуренция на этом рынке крайне высока из-за большой активности именно в Италии лоукостеров Ryanair Holdings и easyJet. Конкуренция на европейском рынке авиаперевозок и в целом беспрецедентно высока. В прошлом году помимо Alitalia обанкротились сразу две крупные европейские авиакомпании — германская Air Berlin и британская Monarch. Европейский рынок все еще остается намного более фрагментированным, чем американский. Если в США на шесть крупнейших авиакомпаний приходится 90% рынка, то в Европе — лишь 43%. По данным компании Official Airline Guides (OAG), на конец прошлого года на европейском рынке работали 217 авиакомпаний, это больше, чем в каком-либо другом регионе мира.